Автор Тема: Создание гармонии на соло  (Прочитано 6204 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Tyrel Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1202
  • Репутация: +12/-4
  • Гитарозавр
Создание гармонии на соло
« : Апреля 13, 2004, 23:44:36 »
Вот назрел такой вопрос: есть ли какие-то основы, принципы построения гармонии в соло? Т.е., блин, не знаю как сказать. Ну вот например простейшую гармонию на терциях сделать легко. Но они-то не всегда подходят. Или пытаешься не просто тупо понижать/повышать исходную ноту на большую/малую терцию, а сделать что-то интереснее, ан нет, не получается. Или захотелось мне сделать "дикую" гармонию в духе, например, Sepultura, и не знаю как.
Должна ли быть сама "мелодия", а на нее уже просто та-же, по сути, мелодия, только ниже/выше или они должны быть равнозначны и не похожи?
Короче, не знаю, поняли ли вы меня, но вот такие вот дела. :) Если вдруг кто понял - жду советов. :)

Оффлайн Борменталь

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1362
  • Репутация: +16/-8
  • Зарегистрированный
    • http://
Создание гармонии на соло
« Ответ #1 : Апреля 14, 2004, 01:06:05 »
Tyrel
Тю ты даешь, нафиг думать о всяких терциях, когда что-то лепишь... Проще все по нутру подобрать. Я думаю о теории только тогда, когда не могу найти на грифе то, что хочу.

Оффлайн headless

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 256
  • Репутация: +2/-2
  • Зарегистрированный
Создание гармонии на соло
« Ответ #2 : Апреля 14, 2004, 10:12:10 »
ИМХО, как ни крути, а без учебника гармонии тут не обойтись.
Придется наверно порешать задачки на гармонизацию мелодии (из учебника). А потом уже применить полученные знания к тому стилю, в котором играешь (Sepultura и т.п.)

ЗЫ Хотя, с другой стороны, многие прекрасно без этого обходятся. Взять к примеру среднюю часть композиции Angel of Death гр. Slayer. Такие обороты авторам классических учебников в страшном сне не приснятся... однако ж, звучит вполне прилично...

Оффлайн Tyrel Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1202
  • Репутация: +12/-4
  • Гитарозавр
Создание гармонии на соло
« Ответ #3 : Апреля 14, 2004, 10:39:42 »
Цитировать
Автор оригинала Борменталь
Я думаю о теории только тогда, когда не могу найти на грифе то, что хочу.
Так вот я как раз и не могу найти на грифе то, что хочу. И на каждую ноту по 10 минут (ну это я, конечно, утрирую) искать гармонию мне бы не хотелось.

А есть в инете книжки на эту тему?

Оффлайн Cry

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1611
  • Репутация: +29/-28
  • Ромашка
Создание гармонии на соло
« Ответ #4 : Апреля 14, 2004, 12:52:31 »
Везёт людям.. мне обычно солягу приходится придумывать на аккордовый луп, а тут такая свобода!
Короче чё тут посоветовать... если ты немного знаком с принципами голосоведения, то гармонизировать соло тебе не составит труда. На гитаре очень просто и наглядно это будет выглядеть. Например играй кусок соло на одной струне. А на другой струне его гармонизируй в разных вариантах. Получившееся используй для построения аккордов в нужных местах. Самое главное слух и практика.

Оффлайн headless

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 256
  • Репутация: +2/-2
  • Зарегистрированный
Создание гармонии на соло
« Ответ #5 : Апреля 14, 2004, 12:53:20 »
Вот здесь есть ссылки на электронные книги.
http://guitarplayer.ru/showthread.php?s=&threadid=9313
По гармонии книжка очень здоровая. В принципе, можно что-нибудь попроще посмотреть...

Оффлайн Tyrel Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1202
  • Репутация: +12/-4
  • Гитарозавр
Cry
« Ответ #6 : Апреля 14, 2004, 13:08:16 »
Ты меня не понял. Задача такая: есть ритм, есть соло. На соло в некоторых местах надо сделать гармонию. Т.е. что-то типа

e----------------
B----13-12-13-        -- кусок, где надо сделать гармонию
G-14-----------

на терциях получается вот так

e----12-10-12-
B-13-13-12-13-
G-14----------

но это простейшая гармония, а хочется поинтереснее. Да и, как я выше сказал, такая не всегда подходит.


Я НЕ имел ввиду на готовое соло сделать ритм (aka solo backing :)).

Оффлайн Cry

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1611
  • Репутация: +29/-28
  • Ромашка
Создание гармонии на соло
« Ответ #7 : Апреля 14, 2004, 13:23:17 »
Вот один из вариантов гармонизации. правда их может быть много. Всё зависит от аккордов.


G1
B----13-12-13-
G-14----------

G2
E-17----------
B----15-17-18-
G-------------

Оффлайн Tyrel Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1202
  • Репутация: +12/-4
  • Гитарозавр
Создание гармонии на соло
« Ответ #8 : Апреля 14, 2004, 13:56:07 »
Цитировать
Автор оригинала Cry
правда их может быть много. Всё зависит от аккордов
Так вот я и спрашиваю: как зависит? Какие есть основы и принципы?

Оффлайн Cry

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1611
  • Репутация: +29/-28
  • Ромашка
Создание гармонии на соло
« Ответ #9 : Апреля 14, 2004, 14:13:10 »
Зависит от того какой аккорд был, от того какой будет, какой сейчас, зависит от лада и от чисто эстетических вещей.
Короче долго обьяснять, а быстро не получится, да и пусть этим займётся кто изучал гармонию. Я эти вещи применяю интуитивно или ориентируюсь на слух.

Оффлайн George Eager

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2063
  • Репутация: +18/-6
  • Опытный кролик
Re: Cry
« Ответ #10 : Апреля 14, 2004, 14:38:23 »
Цитировать
Автор оригинала Tyrel
Я НЕ имел ввиду на готовое соло сделать ритм (aka solo backing :)).

Кстати иногда это оказывается нетривиальной задачей :)
Я например в свое время порядком попотел чтобы нарисовать гармонию под тему из morgenstern - инструменталки которая на конкурсе у меня была. В итоге по-моему так и не остался доволен.

Оффлайн headless

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 256
  • Репутация: +2/-2
  • Зарегистрированный
Создание гармонии на соло
« Ответ #11 : Апреля 14, 2004, 14:55:10 »
Цитировать
Автор оригинала Tyrel
Так вот я и спрашиваю: как зависит? Какие есть основы и принципы?

Эти принципы изложены в учебниках гармонии.
Поищи в сети. Их полным полно. Здесь вряд ли кто-то будет рассказывать об этом подробно. Придется целую книгу писать ну или статью :)
А вообще Cry правильно сказал. Зависит от выбранной ладотональности, от звучащей в данный момент функции (доминанта, субдоминанта) много еще от чего...

Оффлайн George Eager

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2063
  • Репутация: +18/-6
  • Опытный кролик
по поводу общих принципов
« Ответ #12 : Апреля 14, 2004, 14:56:36 »
Выскажу пару соображений... Они правда больше касаются аранжировки вокальных многоголосых партий, собственно на этом я учился гармонизировать мелодии, а уж на гитару их потом перенести абсолютно без проблем.

Грубо говоря, рассматривая голосоведение, можно выделить ряд базовых принципов:
1) повторение в интервал линии основного голоса, фактически просто обогащение звучания. Как правило для получения удобоваримого результата тут надо просто знать тональность/лад, в которых лежит основной голос, и таким образом строить интервалы (напр, большие и малые терции и сексты как наиболее часто употребимые), чтобы ноты второго голоса попадали в тональность. При этом в гармонии получается порядочный наворот, если скажем взять битловский This Boy, где три голоса идут в трезвучие, в аккомпанименте тоже простые трезвучия, а если все это сложить, получаются нонаккорды, терцдецимаккорды етц. Кстати, правило насчет оставания в тональности не работает при дублировании в консонирующий интервал e.g. квинту или кварту. Тут важнее выдерживать интервал четко.

2) построение второго голоса с учетом гармонической линии аккомпанимента. Грубо говоря, если в соло есть какие-то устойчивые ноты, опирающиеся на гармонию подклада (например, одна из трех ступеней трезвучия), то лучше звучит если во втором голосе придти тоже в одну из этих трех ступеней (можно даже в ту же самую, хотя это прокатывает редко). При этом интервалы могут "гулять",  и становиться фактически любыми, от большой секунды до септимы. Малая секунда звучит несколько резко :)

В этих двух способах есть один общий момент: направление движения мелодической линии сохраняется: оба голоса идут синхронно выше/ниже/ниже/выше итд. Если отказаться и от этого, то получим 3й способ:

3) то, что полысевшие от многомудрия музыкальные академики называют контрапунктом.. Контрапункт есть независимое голосоведение, то есть два голоса ведут абсолютно самостоятельную мелодическую линию, которая тем не менее звучит вместе хорошо. Тут можно выбирать консонирующие интервалы, хотя это на самом деле необязательно, скажем в нужном месте на доминантсептаккорд сыграть тритон будет очень неплохо :)

Ладно, чего-то я расписался, работать пора :) Это только самые общие мысли, но когда они есть в подкорке, работать гораздо удобнее. Я об этих вещах не задумываюсь как правило, у меня уже довольно длительное время работает просто внутренний слух, и я почти никогда не ошибаюсь, какая нота во втором голосе должна быть. Интереснее другие задачи: вы пробовали когда-нибудь делать сдвоеные партии слайдом? :)

Оффлайн Rots

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 785
  • Репутация: +4/-10
  • BigBenDer
Создание гармонии на соло
« Ответ #13 : Апреля 14, 2004, 15:02:53 »
2Tyrel
Если я запутался\не опредлился как дожать\придумать, то я сажусь за пинину и начинаю обыгрывать все аккордами. В итоге прихожу к согласию с самим собой. Можа и тебе так поробовать??

В пинине что хорошего опевешь СПАЗУ и МНОГО:)

Оффлайн Tyrel Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1202
  • Репутация: +12/-4
  • Гитарозавр
Rots
« Ответ #14 : Апреля 14, 2004, 15:22:11 »
Что есть "пинина"? Если пианино - то у меня его нет. :(