Как говорит наш любимый шеф – берите готовое и идите...и не просто, а дальше! Что я и буду здесь делать, взяв свой готовый Трактате ДМК -2010, пойду с ним в прекрасное далёко… Да не будет оно ко мне жестоко!
Я буду говорить о гармонии (я завсегда о ней думаю, как тот солдат в анекдоте) и о гармоническом анализе (тоже преприятнейшая штучка, как сказал о чем-то В.Ульянов). Буду говорить о том, что надумал и о том, о чём, как мне кажется, недодумали или неправильно понадумали другие. Я буду здесь говорить предельно просто, понимая что это будут читать грамотные музыканты, которым так будет достаточно. Я не собираюсь здесь излагать свои концепции, но говорить о чем-либо буду, исходя из них. Это будут мои СТАНСЫ. Я не хочу никого удивлять чем-то, не хочу спорить. Просто хочу поделиться своим готовым. Берите его, кому надо и идите… дальше.
Итак, начнём пожалуй.
Слово о звукеВ музыке звук –
музыкальный звук – всегда имеет нотное обозначение,
ноту. Нота – это то, что определяет главное свойства музыкального звука – его отношение к другим звукам. Это отношение диатоническое, поскольку нотация основана на диатонике. Это отношение представляет диатонический интервал.
Музыкальная система (так у нас называют полную коллекцию музыкальных звуков, их универсальное множество, обозначим её --
МУЗ) не может быть представлена 88 клавишами фортепьяно. Потому что правильнее считать, что под каждой клавишей находится не один звук определённой высоты, а звуки одной и той же высоты, но различной нотации. И следовательно, в одной октаве музыкальная система будет иметь не 12 звуков. А сколько?
Это можно показать с помощью следующей 5-строчной таблицы.
В таблице 12 столбцов, изображающих 12 клавиш фортепиано одной его октавы от СИ. В ней звуки с различным числом альтераций находятся на различных строках для того, чтобы каждому звуку однозначно соответствовала только ему принадлежащая ячейка. Если просто клавиша указывает нам лишь на определённую высоту звука, то ячейка конкретизирует звук нотой.
Теперь можно посчитать, сколько в одной октаве музыкальных звуков. (Пусть это будет домашним заданием).
(
Апропо — звуки, их ноты и ступени мы называем
белыми или
чистыми, если у них нет знаков альтерации. Со знаками альтерации они могут называться
чёрными или
альтерированными. Так мы можем различать альтерацию -- как изменение ступени и альтерацию -- как знак в имени звука).
В таблице музыкальная система представлена в системе хроматической, где мы можем видеть количественную величину качественного диатонического интервала. Вы, конечно, легко умеете определять любые диатонические интервалы, которые могут быть образованы между двумя звуками, заданными буквенными нотами.
Но давайте уточним, какие из них могут быть названы диатоническими, а какие —хроматическими.
Для этого расположим все звуки МУЗ в буквах; в так называемом Квартово-Квинтовом Ряду (ККР)
Буквенная нотация этого ряда читается: слева-направо -- кварты вверх или квинты вниз; справа-налево -- кварты вниз илит квинты вверх.
Любые 7 звуков, последовательно взятые из ККР по определению являются диатоникой, то есть системой, имеющей такую структуру. (английское слово diatonic — прилагательное) В качестве примера диатоники обычно приводят такой комплект её звуков:
B E A D G C F, который может быть преоразован в ионийский звукоряд: C D E F G A B, и его тоновые промежутки могут быть заполнены альтерациями прилегающих звуков:
C C#/Db D D#/Eb E F F#/Gb G G#/Ab A A#/Bb B
Такая система получается из ККР последовательным вводом одного, двух, трёх и так далее звуков от любого, принятого за начало отсчета. В следующей 5-строчной таблице за такое начало принят звук СИ
Цифры со знаком "+" показывают отсчет от B вправо, соответственно знак "-" отсчет влево.
Например, -3 от B даёт звук C#, а +3 даёт звук A.
Такой показатель звука я называю
квартовым охватом интервала
или просто
охватомНу вот на этом пока закончу. Продолжу в следующий раз, а вы пока разберитесь с этим.