Автор Тема: Суть "правильных" бебопов  (Прочитано 2088 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн albertas Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8178
  • Репутация: +555/-34
  • Игнорирую посты, где ко мне обращаются на "Вы"
    • В этом городишке я живу
Суть "правильных" бебопов
« : Ноября 09, 2019, 00:01:09 »
Информация, которой обладаю, конечно, вырвана из всемогущего интернета и возможно не полностью исчерпывающая, но! Если брать подряд все диатонические лады, то в ёнийском и лидийском ладах бебоп (т.е. переход между двумя нотами расстоянием через тон разбивается на два полутона) между 5 и 6 ступенями, а во всех остальных - между 7 и 8(1) ступенями. Ну и в сумме получается, что, если допустим умело пользоваться всеми ладами в импровизации, то через бебоп можно соединять любые ноты, диатонически находящиеся на расстоянии в тон друг от друга. Когда пробовал разбирать джазовые произведения или аранжировки мастеров по нотам, не особо то можно используемы там бебопы привязать к допустим конкретной функции в секвенции или ещё чему-то (кстати, вот к чему привязывать? Но там же мастера! Зачем им правила?). Есть ли какие практические правила под это кроме "звучит жеж", или это "правила" на подобии мелодического минора или там дубль-гармонического мажора, где теоретически характерные альтерации идут только в одном направлении вверх (мел. минор), или вниз (дубль-гарм. мажор), а в противоположном они (т.е. альтерации) "бекарятся", в практике же пользуется и так и сяк? Конечно, не будешь же пытать и себя, и, возможно, слушателя хроматической чуть ли не на подобии полёта шмеля... Eсли всю эту теорию суммировать, получается, что это вполне себе не противоречило бы теории. Может есть какие рекомендации для систематизации всего этого?

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Суть "правильных" бебопов
« Ответ #1 : Ноября 09, 2019, 04:31:55 »
 Может есть какие рекомендации для систематизации всего этого?
[/quote]
Просто проанализируйте бибоповое соло, чтобы понять как это работает, выучите пару фраз.

https://www.youtube.com/watch?v=I03IWMb9ow0
Фразы с "бебопами" в дорийском миноре, который лепится на любой тип аккорда.

https://youtu.be/u5X-GqPA_QM?t=373
 
И для общего развития:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B8%D0%B1%D0%BE%D0%BF

Оффлайн albertas Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8178
  • Репутация: +555/-34
  • Игнорирую посты, где ко мне обращаются на "Вы"
    • В этом городишке я живу
Re: Суть \\\"правильных\\\" бебопов
« Ответ #2 : Ноября 09, 2019, 11:16:58 »
eye, благодарю

Но, наверно, для меня ещё слишком "высоко"... Попробую покопать чё-то по проще...

Я всегда играл все лады по системе "три ноты на струну", те же аппликатуры пытаюсь дополнить всеми этими джазовыми вещами, мне просто так проще и удобнее. Не по тому, что бы я очень любил джаз... Просто те же вещи успешно можно использовать и они очень обогащают и рок, и любые импровизации в целом. Сколько смотрю на джазменов, они не особо то пользуют эти "три ноты на струне", то на 3-ей, то на 2-ой струне обязательно у них оставлены две ноты (если уж по гаммам смотреть) и с, моей башни смотря, происходит сдвиг в соседний лад. Может в этом беда, и по этому я ни как не могу полностью вникнуть?

... и добавил:


https://www.youtube.com/watch?v=lVzhBqiGoY0

Вот тут некая система, хотя общего мало с мною перечисленными бибопами в ладах...

... и добавил:

Не перемешал ли я случайно бибоп с хроматизмами? А? Вероятно это не одно и тоже? :rolleyes:
« Последнее редактирование: Ноября 09, 2019, 17:17:21 от albertas »

Оффлайн 20/20

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4142
  • Репутация: +2137/-5
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Суть "правильных" бебопов
« Ответ #3 : Ноября 09, 2019, 17:25:19 »
eye, благодарю

Но, наверно, для меня ещё слишком "высоко"... Попробую покопать чё-то по проще...

Я всегда играл все лады по системе "три ноты на струну", те же аппликатуры пытаюсь дополнить всеми этими джазовыми вещами, мне просто так проще и удобнее. Не по тому, что бы я очень любил джаз... Просто те же вещи успешно можно использовать и они очень обогащают и рок, и любые импровизации в целом. Сколько смотрю на джазменов, они не особо то пользуют эти "три ноты на струне", то на 3-ей, то на 2-ой струне обязательно у них оставлены две ноты (если уж по гаммам смотреть) и с, моей башни смотря, происходит сдвиг в соседний лад. Может в этом беда, и по этому я ни как не могу полностью вникнуть?

albertas, "суть" в том, что боперы - впрочем, как и любые другие настоящие музыканты - мыслят не ладами, а музыкальными фразами, мелодиями. Языку джазовой импровизации, как и любому другому языку, следует учиться, скорее, полагаясь "на слух", а не на учебники (важность которых я не отрицаю, просто они являются лишь "костылями для хромого").

В принципе все, что вы хотите исполнить во время соло, вы должны уметь предслышать и худо-бедно пропеть - спросите любого джазмена, он вам скажет то же самое. Слышали как Джордж Бенсон поет в унисон со своим гитарным соло (или Кит Джаррет - это джазовый пианист?) Вот именно так, и никак иначе. Учиться этому шаг за шагом, как ребенок учиться говорить или ходить. А начинать с учебников, это значит переставлять все с ног на голову. На голове особо не походишь.

Любой музыкант, независимо от инструмента, должен развивать уши, предслышание, историю и стилистику жанра, в котором работает, а не просто заимствовать "из джаза" готовые шаблоны, лики, паттерны - как их не назови. Иначе теоретически, вроде бы, "правильная" фраза, вне контекста, из которого она вырвана, будет звучать как корове седло.

Вот запись начала 40-х, Чарли Кристиан, в буквальном смысле пионер электрогитары, это еще период свинга, но он непосредственно предшествовал периоду бибопа. Чарли играет "лады"? или может "паттерны" из учебника? Нет, он играет возникшие у него в душе мелодии (с великолепным драйвом). Умер от туберкулеза, когда ему было всего 25 лет

https://www.youtube.com/watch?v=Ce9Jtl9D6FQ
« Последнее редактирование: Ноября 09, 2019, 17:34:13 от 20/20 »

Оффлайн albertas Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8178
  • Репутация: +555/-34
  • Игнорирую посты, где ко мне обращаются на "Вы"
    • В этом городишке я живу
Re: Суть "правильных" бебопов
« Ответ #4 : Ноября 09, 2019, 17:50:28 »
20/20, это понятно... Но пока вот так... Я на костылях и к тому же головой вниз... Чтоб пропевать вместо с гитарой (да, Бенсона видел...), это не ко мне. Но... Идя по просторам теории, сам на себе чувствую, как цветовой (звуковой, если хотите) оттенок, который должна дать подготовленная фраза, арпеджио, или ступень да уход с рельсов диатоники поверх определённой функции в секвенции примерно задаю... вроде...


П.С. и будьте добры... Ко мне на "ты"...

Оффлайн 20/20

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4142
  • Репутация: +2137/-5
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Суть "правильных" бебопов
« Ответ #5 : Ноября 09, 2019, 19:27:56 »
20/20, это понятно... Но пока вот так... Я на костылях и к тому же головой вниз... Чтоб пропевать вместо с гитарой (да, Бенсона видел...), это не ко мне. Но... Идя по просторам теории, сам на себе чувствую, как цветовой (звуковой, если хотите) оттенок, который должна дать подготовленная фраза, арпеджио, или ступень да уход с рельсов диатоники поверх определённой функции в секвенции примерно задаю... вроде...

П.С. и будьте добры... Ко мне на "ты"...

Нет проблем, я просто тут новичок, а на другом форуме было правило ко всем незнакомым на "вы".

Ты в названии спросил про "суть", я постарался показать в чем суть, потому что суть, как правило, всегда касается более общих вопросов.

Но на самом деле тебя интересует более частная проблема: стало тесно в рамках диатоники, и ты решил обогатить мелодическую линию хроматизмами. Тогда просто нужно понимать, по какой причине ты от диатоники отходишь, какую роль исполняет тот или иной хроматизм, и тут вариантов может быть множество: опевание основных ступеней, блюзовые тона, проходящие тона, альтерации доминанты (+5, (-13), -5 (+11), -9, +9), тритоновая замена, аутсайд плэинг (игра вне тональности) итд итп, список не полный.

Основной критерий, это должно хорошо звучать, и не важно, по теории или поперек ее!

С уважением!
« Последнее редактирование: Ноября 09, 2019, 19:41:16 от 20/20 »