Автор Тема: Теория hard-rock/heavy metal риффов  (Прочитано 22793 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Boris-88 Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 61
Теория hard-rock/heavy metal риффов
« : Марта 16, 2007, 19:36:49 »
Здравствуйте. Хочу спросить: есть ли какие-то теоретические основы написания риффов в тяжёлой музыке? В джазе есть свои определённые последовательности аккордов, в блюзе - тоже (классический 12тактовый блюз с использованием T, S и D). В рок/метал балладах - тоже есть свои последовательности, которых, я, увы не помню... Но вот в музыке 70-80 годов никакой единой линии не просматривается - то весь куплет играется на долбежке 16-ми E5 (с короткими вставками в конце такта G5-F#5), то квинтаккорды сменяют друг друга абсолютно беспорядочно, хотя и звучат неплохо. Использование педальных нот картину только затуманивает... Хотя риффы, как таковые, чаще всего используюся во вступлении, бридже и припеве, куплет играется более-менее просто, как гармонизация вокальной мелодии. Хотя, насколько я понял, чаще наоброт - вокальная мелодия придумывается на аккомпанемент. Насколько я ещё понял, рифф - это и не мелодия и не аккомпанемент (хотя вполне может использоваться в качестве последнего), а нечто среднее - как, например, знаменитое вступление Дыма по воде может быть представлено в виде мелодии, только играемой квартаккордами (новый термин, однако). Можете что-нибудь посоветовать? Увы, в группах я не играл и песен не писал, хоть и прошёл курс соло Троя Стетины.

Оффлайн Lawyer

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 103
  • Зарегистрированный
Re: Теория hard-rock/heavy metal риффов
« Ответ #1 : Марта 16, 2007, 21:02:36 »
"В рок/метал балладах - тоже есть свои последовательности, которых, я, увы не помню.."

Ля-минор во всем его многообразии?

Оффлайн Boris-88 Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 61
Re: Теория hard-rock/heavy metal риффов
« Ответ #2 : Марта 16, 2007, 22:13:10 »
Ага, комбинации тонического Ам, субдоминантного Дм, доминантного Ем... Я точно не помню, но там вроде шло не по главным ступеням, а по устоям.
« Последнее редактирование: Марта 16, 2007, 22:15:00 от Boris-88 »

Оффлайн GrimGOR

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4341
  • Недалекий человек
Re: Теория hard-rock/heavy metal риффов
« Ответ #3 : Марта 17, 2007, 00:52:46 »
Самое глобальное заблуждение автора заключается в фразе: "теоретические основы написания риффов в тяжёлой музыке"...

Оффлайн Boris-88 Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 61
Re: Теория hard-rock/heavy metal риффов
« Ответ #4 : Марта 17, 2007, 00:53:39 »
Ну да, основы могут быть и не теоретическими... Но можно ближе к теме?

Оффлайн GrimGOR

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4341
  • Недалекий человек
Re: Теория hard-rock/heavy metal риффов
« Ответ #5 : Марта 17, 2007, 01:20:43 »
А что ближе к теме? Тебе нужен рецепт? Хочешь взять ингредиенты, смешать в нужном количестве и научиться творить? Хочешь всю рок-музыку взять и засунуть в бутылку "понимания" или, еще круче, "знания" чего там-к-чему? Конструктор с волшебной формулой? Да еще и в двух словах, чтобы попроще? А может создашь такую формулу? Сделаешь людей счастливыми...

Оффлайн Boris-88 Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 61
Re: Теория hard-rock/heavy metal риффов
« Ответ #6 : Марта 17, 2007, 11:51:16 »
Цитировать
Да еще и в двух словах, чтобы попроще?
Необязательно. Учитывая сногообразие рок-музыки, не удивлюсь, если толщина оного пособия превысит толщину учебника по гармонии для консерватории =)
Цитировать
А что ближе к теме? Тебе нужен рецепт? Хочешь взять ингредиенты, смешать в нужном количестве и научиться творить?
В общем-то нет. Здесь же область искусства. Что-то подобное описываему Вами, есть для джаза - включая последовательности аккордов и замены оных. Всё это изложено в учёных книжках и преподаётся в музучилищах. Несмотря на это, джаз не выродился в поверку алгебры гармонией. Просто сейчас джаз редко слушают, да и джазменов сейчас поменьше, чем лет 60 назад - поэтому там свой закрытый мир, и о джазовых новинках по радио не услышишь.
Цитировать
Хочешь всю рок-музыку взять и засунуть в бутылку "понимания" или, еще круче, "знания" чего там-к-чему?
Нет, что Вы. Для соло и импровизации есть подобные пособия - где рассказываются стандартные ходы, арпеджио аккордов, в том числе и тэппинговые. А там уже зависит от человека - сможет ли он, зная всё это, придумать что-то новое, или же только и будет всё переигрывать по книжке. Да и знание хотя бы начал теории - полезная штука для музыканта. Есть теории для классической музыки (и начала теорий), есть теории джаза, блюза... Я их видел и читал (правда, некоторые проглядывал "по диагонали"). Вот и возник вопрос: есть ли подобные книги по хард-року?
Вкратце объясню, зачем мне это - пригласили меня поиграть в дум-метал группу, вот только я за 3 года музыкантства ни в какой группе не играл, зато проштудировал множество пособий по индивидуальному мастерству. Отсюда и желание сочинять песни с аранжировкой и эффектами "не хуже, чем у Пинк Флойд", но и понимание, что в лучшем случае получится что-то типа "Карпатского Леса". Вот и захотелось почитать учёные книги про поверку алгеброй гармонии. Аккорды и соло уже разобраны до меня (аккорды, конечно, джазовые, но не страшно), а вот риффы никто не разбирал.

Оффлайн dima547

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1156
Re: Теория hard-rock/heavy metal риффов
« Ответ #7 : Марта 17, 2007, 13:53:06 »
Em-C-D
вот это для меня есть золотая последовательность в хеви метал, 50% песен в этом стиле на ней базируются

Оффлайн strux

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2298
  • Гитавр
Re: Теория hard-rock/heavy metal риффов
« Ответ #8 : Марта 17, 2007, 14:42:10 »
Boris-88:
Про теорию джаза и блюза меня позабавило, конечно.
  А можно вопрос, Чем вас не устраивает функциональный принцип строения гармонической прогрессии в рок музыке?

Оффлайн amilla

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2917
  • miss GuitarPlayer.Ru
    • Алиса Миллер :: Персональный сайт
Re: Теория hard-rock/heavy metal риффов
« Ответ #9 : Марта 17, 2007, 16:31:30 »
Вкратце объясню, зачем мне это - пригласили меня поиграть в дум-метал группу, вот только я за 3 года музыкантства ни в какой группе не играл, зато проштудировал множество пособий по индивидуальному мастерству.
Понятно. Делаете так. Раз пригласили играть в дум-группу - покупаете записи в оном стиле, слушаете их регулярно, снимаете все подряд и, вуаля - Вы готовы играть дум. То же самое стоит делать, если пригласят в другую группу, работающую в другом стиле.

Оффлайн Boris-88 Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 61
Re: Теория hard-rock/heavy metal риффов
« Ответ #10 : Марта 17, 2007, 16:32:36 »
Тем, что я его не знаю =) Т.е., как он реализуется на практике? Вот, например "Em-C-D" - я могу сыграть это на акустике, разными переборами, могу сыграть арпеджио аккордов, могу сымпровизировать на них (допустим, 2 такта - Em, такт С, такт D) простенькую мелодию. Но сочинить рифф? Могу придумать последовательность аккордов, могу сыграть их долбёжкой шестнадцатыми или галопом (это, допустим, аккомпанемент под вокал). Но рифф?
Сожалею, если простые идеи выражаю сложным языком. Просто я никогда не играл в группе и не писал песен. Но уровень техники позволяет уже сыграть многое - а как придумать это многое? Своему вдохновению я пока довериться не могу, я не Амадей и не Людвиг ван. =) Вот и решил обратиться к теории. Для начала музыкальной деятельности, ИМХО, ещё допустимо сверяние с пособиями и учебниками. Но заменять ими голову не следует. Знание теории позволяет расширить полёт фантазии, но не создать её с нуля. Посмотрим, что же будет дальше.

Оффлайн Dead Leaves

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 958
  • высекаю на неподключенной
Re: Теория hard-rock/heavy metal риффов
« Ответ #11 : Марта 17, 2007, 16:44:52 »
Именно на вдохновение и надо ориентироваться. И на интуицию. Рок/метал вообще очень интуитивная вещь. Спроси того же Томми Йомми, или Зака Вайлда или еще когонибудь как они эти риффы придумывают - только руками разведут имхо).
Небольшой совет все же себе позволю. Прослушать несколько гигабайт лучших представителей жанра, касательно дума это Shape Of Dispair, My Dying Bride, местами Anathema. Потом это же изучить в табах/нотах. Потом проникнуться атмосферой, вникнуть в суть и поймать за хвост вдохновение. Единственный способ научиться делать что-то - делать это.

Оффлайн dima547

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1156
Re: Теория hard-rock/heavy metal риффов
« Ответ #12 : Марта 17, 2007, 16:47:46 »
такое впечатление что ищешь вдохновление в теории

Оффлайн Muzon-Alex

  • Меценат
  • *****
  • Сообщений: 2084
Re: Теория hard-rock/heavy metal риффов
« Ответ #13 : Марта 17, 2007, 16:53:59 »
На мой взгляд, в основе хорошего риффа лежит, прежде всего, МЕЛОДИЯ! Вы можете взять ту же гармонию, что Вам предложили, и сыграть её просто функциями по аккордам. Квартами, квинтами, это как угодно. А можно эти аккорды взять за основу и, отталкиваясь от них, сыграть мелодию. Не импровизацию, а придумать мелодию, которая будет СТЕРЖНЕМ всего произведения! Вот тогда, это и будет рифф.
Если мелодия будет простая, красивая и запоминающаяся, то ЭТО будет огромной удачей! И сама песня, за счёт этого удачного, красивого и запоминающегося риффа, может стать хитом!

Это моё мнение! :) Кто не согласен, прошу больно не бить! :)

Оффлайн OMiCERON

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1779
Re: Теория hard-rock/heavy metal риффов
« Ответ #14 : Марта 17, 2007, 16:57:50 »
вообще, правильно.. метал - интуитивная вещь...