Можно поподробнее, это как?Получается упор делается на до,а не на соль?
Это значит, что тоникой данной "тональности" вы должны слышать До.
Допустим, вы слушаете произведение в тональности Соль. Если остановить музыку на аккорде До и попросить спеть тонику тональности, вы все равно споете Соль. Звук До будет восприниматься 4й ступенью и тяготеть в конечном счете в Соль.
Но если при тонике Соль играть мажорный лад содержащий c#, то прозвучит лидийский лад. При этом исчезнет возможность использовать доминант-7аккорд на 5 ступени, а значит и классическая функциональная система. Хотя в классическую систему проникает этот лад (лидийский) в виде мажорного трезвучия на 2 ступени, как альтерированной субдоминанты...
Тоесть звукоряд наш состоит из соль-мажорной гаммы или же до-мажор #4?
Это один и тот же звукоряд. А лады разные.
В тональной музыке звуки воспринимаются относительно центральной тоники, и именно сочетания различных ступеней образуют аккорды с разными функциями. То есть 7 ступень тональности, хотя и является терцовым тоном доминант7аккорда или даже трезвучия V ступени, все равно тяготеет на уровне гармонии в первую ступень.
На уровне мелодии взаимодействие тонов и тяготения усложняются. Будет ли 7 ступень тональности устойчивой, если она входит в неустойчивый аккорд? Это как слушать и что захотеть услышать.
или не все так просто?
Да, именно - не все так просто. Главным образом потому, что дело касается не безусловных очевидных вещей, а восприятия, которое в общем-то субъективно и воспитуемо. Поэтому "модальные" черные, услышав музыку "тональных" белых интерпретировали ее по-своему и получился блюз. Кстати, только сейчс пришло в голову, что на фоно - пять черных нот, образующих модальную пентатонику и 7 белых, образующих тональные лады - мажор и минор, а так же диатонические 7-ступенные лады. В совокупности - совершенная музыкальная система - музыка черных и белых. ))
Вообще в современной музыке очень часто функциональные фрагменты переходят в ладовые и наоборот, или функциональность становится не выраженной. Основные ориентиры при этом - "слышание", а не теоретические выкладки.
Вот, кстати, пример тональности с использованием аккордов других ладов.
Сначала здесь звучит натуральный умиротворенный G мажор. Потом возникает переменный лад и тоника временно перемещается в Аm и Em. А в припеве использован оборот миксолидийского лада, мажор звучит более мрачно и тяжело.
А в самом конце, на последних секундах звучит лидийский G.
1) |[: G | Bm7 (Bbm7)| Am7 | C D :]|
2) | Am7 Am/G | D/F# | Am7 Am/G | D |
3) |[ G F | C ]|
4) | Em D/F# | C G (/f# ) | Am F | G |
YouTube - Broadcast Yourself.