У меня тоже возникал заявленный в теме вопрос при изучении ладов ( изучал, кстати, по "Improvising made easier" Гамбале ). Казалось бы, выучил необходимые аппликатуры, почувствовал "вкус" лада - и сразу твоя импровизация стала ярче и богаче. Но в моем случае все оказалось сложнее - для практического применения в собственном творчестве одних этих знаний совершенно не достаточно, собственно как и любых других теоретических знаний. Дело в том, что я странным образом пытался научиться импровизации не разобравшись для себя сперва в том, какую музыку я реально хочу исполнять, т.е. я еще не имел четкого представления о самой музыке в которой я собираюсь импровизировать, поэтому происходили какие-то случайные комбинации-перестановки последовательности нот лада под "непонятую" джаз-фьюжн гармонию, в поиске заветного сочетания звуков и в большинстве своем совершенно бессмысленного, т.к в процессе не участвовала голова, которая еще тогда не знала чего же она действительно хочет слышать. Когда голова таки узнала что она хочет, процесс развития пошел в другом направлении, а именно я сперва пытался "услышать" что хочу сыграть и лишь потом искал комбинацию нот в ладу. Творческие поиски стали более результативными и приятными, плюс изменилось отношение к музыке в целом. Резюмирую: Не формальные знания и практические навыки являются генератором моих музыкальных идей, а творческое воображение. Знание ладов позволяет лишь быстрее озвучивать то, что представляется в голове. Поэтому мой ответ на вопрос автора - знание ладов никак не помогает написанию музыки, а лишь способствует "распознаванию" того, что уже рождено мыслью. Все сказанное - имхо.