Автор Тема: Тональность в пониженных строях  (Прочитано 2484 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Докер Автор темы

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 113
  • Репутация: +0/-2
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Тональность в пониженных строях
« : Сентября 24, 2018, 22:40:23 »
Товарищи, назрел интересный вопрос. Зависит ли тональность от строя гитары? Вот есть у меня пьеса в тональности ля#минор. Но гитара настроена в Eb. Какая тональность будет в таком случае, ведь подразумевается ля#минор и аппликатура соответствующая, но по частотам получается Ля-минор. Есть какое-то общепринятое мнение по этому поводу? Какую тональность указывать при записи?
« Последнее редактирование: Сентября 24, 2018, 22:52:03 от Докер »

Оффлайн Мастер Михалыч

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3821
  • Репутация: +2161/-48
  • In distortion I trust
Re: Тональность в пониженных строях
« Ответ #1 : Сентября 25, 2018, 01:28:06 »
Товарищи, назрел интересный вопрос. Зависит ли тональность от строя гитары? Вот есть у меня пьеса в тональности ля#минор. Но гитара настроена в Eb. Какая тональность будет в таком случае, ведь подразумевается ля#минор и аппликатура соответствующая, но по частотам получается Ля-минор. Есть какое-то общепринятое мнение по этому поводу? Какую тональность указывать при записи?

я бы рекомендовал указывать настоящую тональность.
Сначала это кажется сложным, а потом оказывается что на нотном стане, следующая нота --- это следующая нота, вне зависимости от знаков при ключе. То есть, терция например будет лежать на нотном стане в любой тональности на следующей линейке. Квинта --- через линейку. и тд.

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • Репутация: +1353/-53
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Тональность в пониженных строях
« Ответ #2 : Сентября 25, 2018, 03:16:01 »
В большинстве случаев при транспонировании гитары на пол-тона (или другой интервал), в нотах записывается «аппликатурная» тональность (как если бы не было изменения строя), но с указанием этого в нотах.
Во всяком случае такие ноты я встречал у SRV, который любил понижать строй на пол-тона. Реально звучит в ми-бемоль, но в нотах записывается в ми.

Подобная картина наблюдается у транспонирующих инструментов, когда труба звучит в си-бемоль, а в нотах тональность До....

См. здесь. https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Транспонирующие_музыкальные_инструменты



Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Тональность в пониженных строях
« Ответ #3 : Сентября 25, 2018, 09:09:35 »
Подобная картина наблюдается у транспонирующих инструментов, когда труба звучит в си-бемоль, а в нотах тональность До....
См. здесь. https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Транспонирующие_музыкальные_инструменты
Лол, свидетельство двоих - истинно ))
https://guitarplayer.ru/index.php?topic=361566.msg9351849;topicseen#msg9351849

Такая же ситуация и при порвышении строя с помощью каподастра.
https://guitarplayer.ru/index.php?topic=101225.msg8871506;topicseen#msg8871506

И еще до кучи  (и к тому, что надо учиться пользоваться поиском).
https://guitarplayer.ru/index.php?topic=182173.msg3791986;topicseen#msg3791986
https://guitarplayer.ru/index.php?topic=361566.msg9352881#msg9352881
https://guitarplayer.ru/index.php?topic=278478.msg6523790;topicseen#msg6523790


« Последнее редактирование: Сентября 25, 2018, 09:21:52 от eye »

Оффлайн Мастер Михалыч

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3821
  • Репутация: +2161/-48
  • In distortion I trust
Re: Тональность в пониженных строях
« Ответ #4 : Сентября 25, 2018, 09:56:14 »
свидетельство двоих - истинно ))

может быть вы слишком упрощаете жизнь новичкам в гитарном деле?

если человек занимается в одиночестве, то он, разумеется, может думать как угодно и выдавать одни ноты за другие, либо вообще не знать нот...

но если гитарист придет в ансамбль, то как он будет там трудится?
Ему скажут "начинаем с МИ", а он в ответ
-- нет я не могу с МИ, у меня гитара в дропе.... я могу только с РЕ
 :(
-----------------------------------------------
пианистам, же например не делают скидок на сложности перетранспонирования.
хотя , в отличии от гитаристов, черные клавиши на пианино нажимать безусловно сложнее.
-----------------------------------------------
И ещё,  такой вот ученический вопрос:  разве знаки при ключе не решают всех проблем транспонирования?
например, не может вокалист петь в ля миноре,  просит пониже на тон...
тогда гитарист ему в ответ:
--- окей, добавляю два бемоля...
(и получается соль минор.... получается, что два бемоля решили все проблемы)


ps
я тут подумал, что простое приписывание бемолей совсем не решает проблему опускания на тон.... надо будет ещё и все нотки на линейку ниже переписать.... А допустим переписать ноты невозможно, партия уже напечатана на шелковой бумаге или принесена из библиотеки.... и как тут быть?

Пожалуй, ваше предложение , eye, для музыкального мира более привычное. Играть -то можно на тон ниже в соль миноре, а вот в библиотечные ноты придется смотреть-то, как в написанные в ля миноре....
« Последнее редактирование: Сентября 25, 2018, 10:03:08 от Мастер Михалыч »

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • Репутация: +1353/-53
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Тональность в пониженных строях
« Ответ #5 : Сентября 25, 2018, 09:59:17 »
eye, Похоже на эту тему уже были разговоры, все подробно тобой уже раньше описано)))

П.С. Привет из Вены)))

... и добавил:

Мастер Михалыч, Это проблемы безголового гитариста, а не ансамбля. )))  Так как гитарист, играя в ансамбле, должен понимать какой у него строй.
« Последнее редактирование: Сентября 25, 2018, 10:07:56 от Дмитрий Малолетов »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Тональность в пониженных строях
« Ответ #6 : Сентября 25, 2018, 11:55:08 »
Пожалуй, ваше предложение , eye, для музыкального мира более привычное.
Я никаких предложений не делал, я излагаю факты.

... и добавил:

eye, Похоже на эту тему уже были разговоры, все подробно тобой уже раньше описано)))
Ну, про поиск я автору темы написал.

может быть вы слишком упрощаете жизнь новичкам в гитарном деле?
А зачем усложнять? Вот, вы, Михалыч, любите ноты и прочее. Автор написал: "Вот есть у меня пьеса в тональности ля#минор."
Я у вас спрашиваю - какие знаки в A# moll и какие знаки будут, если опустить A# moll на тон ниже? На ответ дается 30 секунд.
« Последнее редактирование: Сентября 25, 2018, 12:03:15 от eye »

Оффлайн stratovalius

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2272
  • Репутация: +1001/-83
Re: Тональность в пониженных строях
« Ответ #7 : Сентября 25, 2018, 12:02:56 »
Если вы играете в Eb строе то должны делать поправки на тональность с учетом это Eb. Например клавишнику будет пофиг на ваши аппликатуры. Если пьеса в Си бемоль, а гитара минус пол тона - то пьеса в ля миноре. По нотной записи Малолетов выше все написал.

Оффлайн dura4ok

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 884
  • Репутация: +284/-2
Re: Тональность в пониженных строях
« Ответ #8 : Сентября 25, 2018, 22:18:11 »
но если гитарист придет в ансамбль, то как он будет там трудится?
Ему скажут "начинаем с МИ", а он в ответ
-- нет я не могу с МИ, у меня гитара в дропе.... я могу только с РЕ
 :(

приходит как-то ансамбль абсолютников к гитаристу, а у него дроп...

Оффлайн Докер Автор темы

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 113
  • Репутация: +0/-2
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Тональность в пониженных строях
« Ответ #9 : Сентября 25, 2018, 22:47:24 »
Видимо всё зависит от ситуации. Получается, что если весь ансамбль в Еb, то тональность остается апликаиурная, т.е. A#m (Bbm).
А если гитарист со своим дропом пришел в ансамбль со стандартным строем, то это его проблемы.?

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Тональность в пониженных строях
« Ответ #10 : Сентября 25, 2018, 23:28:57 »
приходит как-то ансамбль абсолютников к гитаристу, а у него дроп...
Ну и что?

https://youtu.be/Mylvwhy63bk

Оффлайн dura4ok

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 884
  • Репутация: +284/-2
Re: Тональность в пониженных строях
« Ответ #11 : Сентября 26, 2018, 09:04:30 »
Ну и что?

как что, неприлично со своим строем в гости ходить. может им ми-бемоль слух и коробит, но придется всем дропнуться :)

... и добавил:

или так:

если магомет хочет "трудится" ((с) Михалыч) на горе, то магомет должен апнуться. если магомет не может апнуться, значит он не магомет:)
« Последнее редактирование: Сентября 26, 2018, 09:12:19 от dura4ok »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Тональность в пониженных строях
« Ответ #12 : Сентября 26, 2018, 09:20:19 »
Цитировать
как что, неприлично со своим строем в гости ходить. может им ми-бемоль слух и коробит, но придется всем дропнуться
Ну, в симфоническом оркестре сосуществуют инструменты с разными строями и ничего (медные и деревянные духовые).
Я для чего видео привел в пример? Никто там не "дропается" под  Мальмстина.

Оффлайн dura4ok

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 884
  • Репутация: +284/-2
Re: Тональность в пониженных строях
« Ответ #13 : Сентября 26, 2018, 10:43:05 »
это была шутка) ниже аллегория, в которой магомет=гитарист, гора=оркестр

Оффлайн Мастер Михалыч

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3821
  • Репутация: +2161/-48
  • In distortion I trust
Re: Тональность в пониженных строях
« Ответ #14 : Сентября 27, 2018, 00:17:43 »

А зачем усложнять? Вот, вы, Михалыч, любите ноты и прочее. Автор написал: "Вот есть у меня пьеса в тональности ля#минор."
Я у вас спрашиваю - какие знаки в A# moll и какие знаки будут, если опустить A# moll на тон ниже? На ответ дается 30 секунд.
7 диезов?

но тут ещё в описаниях квинтового круга получается, что 7 диезов равны 5 бемолям.

однако, из нашего форума я как-то узнал, что нельзя просто так раскидываться диезами и бемолями, то есть, если у нас есть нота посередине между ля и си, то  нельзя писать не думая Ля диез или Си бемоль.

дело в том, что надо обязательно на нотном стане сохранять последовательность тон-полутон-тон-тон-полутон.
то есть, если смотреть по строкам на нотном стане, то, допустим например,
 в какой-то тональности на каком-то N месте должна стоять нота ЛЯ.
и если мы используем тональность, где нота сместилась на полтона от ЛЯ, то мы не имеем права написать на нотном стане СИ БЕМОЛЬ, потому что нота СИ находится на N+1  месте. и поэтому мы пишем ЛЯ ДИЕЗ.

или же у нас в тональности была нота СИ на М месте, теперь обозначая ноту между ЛЯ и СИ, мы не имеем права написать ЛЯ ДИЕЗ, потому что нота ЛЯ находится на  М-1 месте, мы должны писать СИ бемоль.

особенно это важно для партии струнных, потому что при игре в темперированном строе накапливается "волчья кома, плохой интервал",
А скрипки умеют играть в нетемперированном строе, тк у них нет ладов. поэтому для скрипок ЛЯ ДИЕЗ отличается от СИ БЕМОЛЬ, в зависимости от того в какой тональности играют скрипки.

я, субьективно, понял так. Но я -- новичок, и , возможно,  для знающих теорию, это обьяснение звучит неправильно.... ???