Автор Тема: Тональные центры и модуляция  (Прочитано 2014 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн vs_difer Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1704
  • Репутация: +130/-23
Тональные центры и модуляция
« : Ноября 19, 2013, 02:08:19 »
Ох, друзья. Снова лезу с вопросами.

Значит, исходя из прочитаного я понял, что тональный центр может меняться множество раз в течении пьесы.

Например в гармонии Cmaj/// E7/// Am/// A7/// Dm/// G7/// Cmaj мы имеем аж три тональных центра.

Появление аккорда E7 смещает нас в гармонический ля минор.
Появление аккорда A7 смещает нас в гармонический ре минор.
Ну а введение G7 снова возвращает в до мажор.

1. Правильно ли то, что для модуляции нужно взять септаккорд доминанты желаемой тональности?
2. Правильно что после модуляции разрешиться в тонику первой тональности не получится?
« Последнее редактирование: Ноября 19, 2013, 02:10:56 от vs_difer »

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7845/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Тональные центры и модуляция
« Ответ #1 : Ноября 19, 2013, 07:45:27 »
1. Правильно ли то, что для модуляции нужно взять септаккорд доминанты желаемой тональности?
2. Правильно что после модуляции разрешиться в тонику первой тональности не получится?
1. Не то чтобы "нужно", но можно, разумеется. По-моему, это самый очевидный, простой способ модуляции.
2. Если удастся переосмыслить текущий аккорд в первой тональности — получится. Скажем, после Am можно сразу взять Сmaj, т.к. Am входит в тональность c-dur. Впрочем, модуляция может быть и "резкой", т.е. иногда и не переосмысливают ничего, а просто берут новую тонику.

... и добавил:

Модуляция
« Последнее редактирование: Ноября 19, 2013, 07:48:08 от MrLf »

Оффлайн vs_difer Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1704
  • Репутация: +130/-23
Re: Тональные центры и модуляция
« Ответ #2 : Ноября 19, 2013, 10:50:38 »
MrLf, а почему в указанном примере лад меняется на гармонический ? Из чего это видно?

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7845/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Тональные центры и модуляция
« Ответ #3 : Ноября 19, 2013, 10:54:18 »
MrLf, а почему в указанном примере лад меняется на гармонический ? Из чего это видно?
Доминанта E7 — это гармонический a-moll. В натуральном было бы Em.
Дальше в d-moll то же самое — A7, а в натуральном было бы Am.

Оффлайн rocknrollplayer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2262
  • Репутация: +704/-2058
  • Кот ДаВинчи
Re: Тональные центры и модуляция
« Ответ #4 : Ноября 19, 2013, 11:42:15 »
vs_difer, Почитайте здесь, начиная с "квартово-квинтовый круг", и ниже по списку: http://7not.ru/harmony/
MrLf, а почему в указанном примере лад меняется на гармонический ? Из чего это видно?
Доминанта E7 — это гармонический a-moll. В натуральном было бы Em.
Дальше в d-moll то же самое — A7, а в натуральном было бы Am.
С точки зрения классической гармонии так и есть, но в джазе и т.п. септаккорды не "обозначают" гармонический минор, просто они звучат более ярко и традиционно. Минор можно использовать любой (конкретно в этом случае - т.к. имеем обычное минорное трезвучие), главное, чтобы звучало хорошо. А еще гарм. минор обозначили в "учебных целях", вроде как ученик не сможет обыгрывать каждый аккорд в этой прогрессии, так пусть сначала по два аккорда, а потом уже по одному сможет...

Оффлайн noble

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 457
  • Репутация: +31/-11
Re: Тональные центры и модуляция
« Ответ #5 : Ноября 19, 2013, 11:54:16 »
В приведенном тобой примере корректнее (с позиций классической гармонии) говорить не о модуляции, а об отклонении. Модуляция - это когда новая тональность закрепляется каденцией, то есть музыка заканчивается в новой тональности (не обязательно вся форма, может быть ее часть - куплет, запев, припев и т.п. ). Но это - лирическое отступление )))
По сути, в твоем примере мы имеем дело с т.н. побочными доминантами. Я бы сказал, что это самый простой, очевидный, "школьный" способ отклонения (модуляции). Но далеко не единственный. Если хочешь получше разобраться с гармонией советую прочитать курс гармонии на сайте 7 нот: http://www.7not.ru/harmony/

... и добавил:

rocknrollplayer, опередил меня. но сайт и правда хорош )))

Оффлайн S.Ailarov

  • Джемер
  • *****
  • Сообщений: 684
  • Репутация: +135/-2
Re: Тональные центры и модуляция
« Ответ #6 : Ноября 19, 2013, 12:00:03 »
vs_difer, На рисунке представлена  схема базовой гармонической прогрессии каданаса 1-6-2-5. Этот оборот всегда  живет в мажорном джазовом блюзе и в очень многих стандартах, но не в таком тривиальном виде, септаккорды чаще заменятся девятками и выше с альтерациями или без оных. Самый очевидный и надежный способ обыграть связку 5-1 это использовать гамму соответствующего гармонического минора поверх доминантсепта. Я так понимаю что именно это имеется в виду. Есть еще куча других способов, но это другой разговор. :)