Проблематика музтеории комплексна.
С т.з. педагогики (касательно обсуждаемой темы) -- один из, на мой взгляд, фундаментальных педагогических принципов можно озвучить так: НЕОБЯЗАТЕЛЬНО ПОНИМАТЬ ТО, ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ ИЗУЧЕНО МЕХАНИСТИЧЕСКИ; что демонстрирует естественность неосознанного раннелетнего изучения: языка, алфавита, нотной записи и многого другого.
Словосочетание НЕОБЯЗАТЕЛЬНО ПОНИМАТЬ не следует воспринимать как призыв к отсутствию объяснений и, главное, их поисков (теми, кто уже всё якобы понял); словно ДОЛЖНО не следует воспринимать как призыв к некой обязанности -- оно обозначает оптимальнейший путь; словосочетание ИЗУЧЕНО МЕХАНИСТИЧЕСКИ не следует воспринимать как призыв к насильственному муштрованию; оно -- указание на то, что на раннелетнем этапе обучения, когда сознание ещё не столь (как у взрослого) развито, а способности запоминания на пике -- и наиболее оптимально будет "загружаться" знаниями/навыками, а сознательно постигать их уже позже.
С т.з. инновационности -- тут, по меньшей мере, двояко: 1) Для (даже относительно "ремесленной") работы в сложных музжанрах необходимо знание музтеории (не видел, чтобы музыкально необразованные люди: 1. писали музыку в определённых академических жанрах; 2. на постоянной основе дирижировали оркестром/хором [прошу не приводить в пример единичные выступления-показухи]; 3. совершали другие виды специализированной муздеятельности); 2) Вехи развития академической музыки явились следствием витков развития музыкально-теоретической мысли, которая сопутствовала практике... Порой в резонанс с обществом входит и нечто возникшее стихийно (не с т.з. последования событий [а то фатализмом попахивает], а с т.з. отстранённости от взора музнауки), что порой обращает на себя взор музтеоретиков (речь не о ряженых в профессорскую мантию пост-совковых номенклатурщиках) -- что произошло, напр., с блюзом>джазом.
С т.з. самой (музыкальной) теории -- теория (если это действительно описывающая практику теория, а не оторванные от практики умозрения) может быть уместно разделена на, не подобрал более подходящих слов, "практическую теорию" и "теоретическую теорию" -- в первую, например, можно включить гаммы, аккорды, гармонические обороты, модуляции, техники и приёмы композиции (проходимые, согласно определённой программе, в учебном заведении) и др. -- в общем, аспекты теории, тесно сопряжённые с практикой; и "теоретическая теория" -- тут уже место новым виткам мысли, не факт, что все из которых найдут практическое применение, но всё же могущие быть полезными для эволюции музыкального мышления в целом.