Автор Тема: Трезвучие. Определение тоники трезвучия.  (Прочитано 2592 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7782/-98
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Трезвучие. Определение тоники трезвучия.
« Ответ #30 : Января 17, 2018, 13:28:42 »
Дмитрий Малолетов, вы не смешивайте то, как написать учебник по гармонии, и как воспользоваться уже написанным ранее учебником. Если учебником пользоваться "от практики к теории", то этот учебник не нужен. Потому что практика — это конечная цель. А теория - это отправная точка в данном случае.

Создавать музыку без теории — это пройти всю многовековую историю развития музыки в одно лицо, да ещё и вслепую.

... и добавил:

Еще учиться дети не начали, а от них уже результат требуют. )))
Это проблемы системы образования: разумеется, удобнее отобрать талантливых (фактически - просто тех, которые уже что-то умеют), нежели чем брать всех подряд.

... и добавил:

Вообще то аккорды изначально изучают с основным тоном в басу, а не звучащие струны глушатся или по ним не бьют. Лично мне так аккорды в детстве показывали. Видимо мне повезло. )))
Конечно повезло, вам же теорию сразу объяснили.

... и добавил:

У него пока нет связи между слухом и объяснением слуховых ощущений, а это далеко не то же, что отсутсвие музыкального слуха.
А причём здесь отсутствие? Отсутствие - это отсутствие способностей, речь не об этом. Речь о том, что для того чтобы эти способности развить, надо начать с теории. А способности есть у каждого. Кроме тяжело больных людей.
« Последнее редактирование: Января 17, 2018, 13:39:11 от MrLf »

Оффлайн Rolly

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8236
  • Репутация: +1842/-248
  • Мнение - не повод получить пулю сразу.
Re: Трезвучие. Определение тоники трезвучия.
« Ответ #31 : Января 17, 2018, 13:45:28 »
Речь о том, что для того чтобы эти способности развить, надо начать с теории.
Не знаю, как учат маленьких детей. Думаю, без теоретических объяснений, а что-то вроде "пам-пам-пам? - какой тут главный звук? - первый! пам-пам-пам - третий!"  ???

... и добавил:

Да и то, это может быть вообще после занятий попевками без всяких объяснений и вопросов. "Просто пойте."
« Последнее редактирование: Января 17, 2018, 13:54:06 от Rolly »

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • Репутация: +1353/-53
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Трезвучие. Определение тоники трезвучия.
« Ответ #32 : Января 17, 2018, 14:07:18 »
MrLf, Открою вам секрет... Никто на занятиях по фоно в ДМШ из преподавателей которых я знаю теорию музыки не объясняет. На первом занятии я выучил пьесу "На зеленом лугу", которую помню до сих пор. Одним пальцем. То есть все обучение шло от ПРАКТИКИ, от конкретных законченных музыкальных произведений (хоть и простых). Вся теория музыки (ключевые знаки, длительности и тд) изучалась по ходу, при освоении все новых и новых пьес. То есть на практике. Причем весьма поверхностно, только для того, чтобы это сыграть.
А в основном речь с преподавателем шла о "дыхании", о чувствах, об эиоциях, которые нужно отразить в звуках.

Сам предмет "теория музыки" у меня появился на первом курсе ВУЗа (эстрадного отделения института культуры)... К тому времени многие студенты уже работали в профессиональных коллективах. И даже после окончания вуза мало кто что-то знал больше того, что написано у Способина.)))


На занятиях по специальности вся теория изучалась тоже по ходу. То есть играли что-то, а потом пытались осознать как это и что это. И не всегда это получалось, кстати.

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7782/-98
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Трезвучие. Определение тоники трезвучия.
« Ответ #33 : Января 17, 2018, 15:04:30 »
Вопрос только в том, что называть "теорией". Я обращаю внимание на то, что слуховые навыки и навыки исполнительства - некий результат, а не первый шаг. Отправная точка всегда будет "теоретической": первый аккорд ставится вглухую, первую мелодию тоже показывают, а не заставляют подбирать, и т.д.

В дальнейшем, любая попытка в чём-то разобраться умозрительно, если это не удаётся сделать интуитивно по слуху — верная и правильная.

Оффлайн Rolly

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8236
  • Репутация: +1842/-248
  • Мнение - не повод получить пулю сразу.
Re: Трезвучие. Определение тоники трезвучия.
« Ответ #34 : Января 17, 2018, 15:17:44 »
MrLf, пропевание сыгранной мелодии - это тоже "подбор", просто с помощью голоса. Техническая постановка пальцев в аккорде не отностися к собственно теории музыки - это сугубо мышечное действие.

Оффлайн arkaine

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 149
  • Репутация: +25/-0
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Трезвучие. Определение тоники трезвучия.
« Ответ #35 : Января 17, 2018, 16:02:00 »
Проблематика музтеории комплексна.

С т.з. педагогики (касательно обсуждаемой темы) -- один из, на мой взгляд, фундаментальных педагогических принципов можно озвучить так: НЕОБЯЗАТЕЛЬНО ПОНИМАТЬ ТО, ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ ИЗУЧЕНО МЕХАНИСТИЧЕСКИ; что демонстрирует естественность неосознанного раннелетнего изучения: языка, алфавита, нотной записи и многого другого.

Словосочетание НЕОБЯЗАТЕЛЬНО ПОНИМАТЬ не следует воспринимать как призыв к отсутствию объяснений и, главное, их поисков (теми, кто уже всё якобы понял); словно ДОЛЖНО не следует воспринимать как призыв к некой обязанности -- оно обозначает оптимальнейший путь; словосочетание ИЗУЧЕНО МЕХАНИСТИЧЕСКИ не следует воспринимать как призыв к насильственному муштрованию; оно -- указание на то, что на раннелетнем этапе обучения, когда сознание ещё не столь (как у взрослого) развито, а способности запоминания на пике -- и наиболее оптимально будет "загружаться" знаниями/навыками, а сознательно постигать их уже позже.

С т.з. инновационности -- тут, по меньшей мере, двояко: 1) Для (даже относительно "ремесленной") работы в сложных музжанрах необходимо знание музтеории (не видел, чтобы музыкально необразованные люди: 1. писали музыку в определённых академических жанрах; 2. на постоянной основе дирижировали оркестром/хором [прошу не приводить в пример единичные выступления-показухи]; 3. совершали другие виды специализированной муздеятельности); 2) Вехи развития академической музыки явились следствием витков развития музыкально-теоретической мысли, которая сопутствовала практике... Порой в резонанс с обществом входит и нечто возникшее стихийно (не с т.з. последования событий [а то фатализмом попахивает], а с т.з. отстранённости от взора музнауки), что порой обращает на себя взор музтеоретиков (речь не о ряженых в профессорскую мантию пост-совковых номенклатурщиках) -- что произошло, напр., с блюзом>джазом.

С т.з. самой (музыкальной) теории -- теория (если это действительно описывающая практику теория, а не оторванные от практики умозрения) может быть уместно разделена на, не подобрал более подходящих слов, "практическую теорию" и "теоретическую теорию" -- в первую, например, можно включить гаммы, аккорды, гармонические обороты, модуляции, техники и приёмы композиции (проходимые, согласно определённой программе, в учебном заведении) и др. -- в общем, аспекты теории, тесно сопряжённые с практикой; и "теоретическая теория" -- тут уже место новым виткам мысли, не факт, что все из которых найдут практическое применение, но всё же могущие быть полезными для эволюции музыкального мышления в целом.

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7782/-98
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Трезвучие. Определение тоники трезвучия.
« Ответ #36 : Января 17, 2018, 16:46:35 »
на раннелетнем этапе обучения, когда сознание ещё не столь (как у взрослого) развито, а способности запоминания на пике -- и наиболее оптимально будет "загружаться" знаниями/навыками, а сознательно постигать их уже позже.
Имхо, способности запоминания "на пике" находятся весьма долго, практически до 30-40 лет и может несколько далее. Наиболее оптимально именно сознательно постигать, а вот тупо "загружаться" следует только тогда, когда другого выхода нет (в случае с детьми). Дети учатся повторением потому, что это для них единственный способ, а вовсе не потому, что это лучший способ. Лучший способ — анализ.