Ноты, конечно, нужны и важны, но утверждать, что играть на высоком уровне без знания нот невозможно, это подобно тому, как утверждать, что невозможно научиться говорить не научившись читать и писать.
Кстати, с официального сайта Томми:
"He began playing guitar at age 4, by learning to play by ear without any formal instruction. Emmanuel and his older brother Phil were child prodigies, starting their professional career in the 1960s. By the age of six, Tommy was already working as a professional musician." Также можно с убежденностью говорить, что невозможно было стать Полу Маккартни величайшим композитором 20 века при незнании нот. Однако это так.
Но с другой стороны, да, сложно, не умея читать, учить иностранный язык вне среды носителей языка, даже невозможно. Так что справедливо сказано - "...не льстите себе." Многие "нативные" музыканты действительно не знают нот, но они играют, например, с 4 лет и являются, собственно, благодаря уровню таланта, "носителями языка".
Знать расположение нот на грифе... Если без первого реально НЕВОЗМОЖНО...
Как раз это не является необходимым и даже может мешать восприятию музыки, творчеству, так как переводит мышление в другое полушарие.
Я знаю ноты, но испытываю совершенно другие ощущения, когда перестраиваю гитару в незнакомый строй - отключаются ноты на грифе, остается чистое музыцирование по слуху и это здорово.
Я не призываю к всеобщей безграмотности и сам использую ноты в своей работе. Пишу объективности ради...
Для многих ребят отказ от изучения нот - просто оправдание лени и отказ от дополнительных возможностей роста. Они не хотят знать ноты, но и не хотят пахать инструментом по 10 часов, не хотят тренировать слух, снимать записи, сочинять...
Из таких не получится не только ни Томми Эммануэль (или даже Ведерников, который снимал на слух Эммануэля), но и элементарно грамотно функционирующий музыкант.
Но обучение и освоение формальной теории без знания нот, конечно, хлопотно и затруднено, хотя и возможно (система тандема учитель-ученик).