Деконструкция ДМК 26.
Предисловие:
Довольно сложная часть, в которой ставится под сомнение рациональность логики подхода Косовского, ввиду его громоздкости и путаности для имеющих представление об альтерированных звукорядах традиционной теории, ладах и аккордах.
Тезисы:
Краткое напоминание "экспонент": M = #1/b2, U = #2/b3, H = #5/b6, +1 = #4/b5, -1 = #6/b7
Цитата:
Несобственные аккорды – аккорды несобственных диатоник точно так же, как и альтерированные аккорды, обозначаются экспонентой.
Их можно точно так же, как альтерированные аккорды, получить из основного аккорда ступени путем внесения в него соответствующих экспоненте альтераций.
Конец цитаты.
(Необходимое замечание от автора "Деконструкции": % означает о с перечёркиванием, знак @ будет означать использование верхнего регистра Косовским, замена в угоду простоты набора текста, в дальнейшем об этом по возможности будет напоминаться.)
Косовский приводит пример получения "несобственного аккорда" II ступени звукоряда До-мажор воздействием "экспонент" +1 и М.
Исходная форма - II - Dm7 (9 11 13)
"Экспонента" +1 - II@+1 - D7 (9 11 13) - звукоряд До-мажор изменяется в соответствии с прибавление одного диеза при ключе, становясь звукорядом Соль-мажор, т.е. повышается 4-я ступень - Фа.
"Экспонента" M
II@+1M - D7-5 (9 11 13) - в звукоряде Соль-мажор одна ступень альтерируется так, чтобы заменить одну из ступеней септаккорда #1/b2 - G#/Ab. Сообтветственно происходит замена A на Ab.
II@+1(M) - D7 (9 +11 13) - в звукоряде Соль-мажор G меняется на G#.
Цитата:
Интервальную структуру несобственного аккорда можно, конечно, подсчитать. Однако существует более простой способ, который позволяет получать ее без вычислений. Он основан на установлении соответствия между эквивалентными по интервальной структуре собственными и несобственными аккордами, поскольку всякий несобственный аккорд имеет собственную модальность. ... такие соответствия дают нам наглядное представление о интервально-структурных и функциональных связях аккордов.
Конец цитаты.
Косовский приводит пример соответствия аккордов в "диатониках"-модальностях:
N(G) = +1N(C) I II III IV V VI VII
N(C) V@+1 VI@+1 VII@+1 I@+1 II@+1 III@+1 IV@+1
Аккорды Gmaj7(9 11 13) Am7 (9 11 13) Bm7 (-9 11 -13) Cmaj7 (9 +11 13) D7 (9 11 13) Em7 (9 11 -13) F#% (-9 11 -13)
Далее приводится пример воздействия "собственной экспоненты" H вместе с "несобственной" +1:
Аккорд B7 (-9 11 -13) - B D# F# A (C E G)
N(G) - III@H - повышена 5-я ступень звукоряда Соль-мажор - G A B C D# E F#
N(C) - VII@+1H - повышенная 5-я ступень звукоряда Соль-мажор переносится в До-мажор - C D# E F# G A B. По системе Косовского этот звукоряд обладает "экспонентами" U' и +1'.
Критика:
Получение "аккорда несобственной диатоники" представляет собой последовательный процесс. Сначала нужно определить аккорд в "несобственной диатонике" с учётом применения всех "собственных экспонент" этой "несобственной диатоники" и затем записать в "собственной диатонике", перенеся ключеные знаки альтерации "несобственной диатоники" на ноты аккорда.
Следуя этой логике, можно проверить таблицу с "экспонентами" H, M и U, составленную Косовским для быстрого нахождения соответствующих альтераций, на примере звукоряда До-мажор C D E F G A B
"Собственные экспоненты":
H = #5/b6, M = #1/b2, U = #2/b3
"Несобственные экспоненты":
+1 = #4/b5, -1 = #6/b7
Будет приводится обозначение "экспонент" в указанных ключах, как альтераций, в ключе "0", как у Косовского, и затем, после знака "*", наоборот, превращение "экспоненты" при переносе в другой ключ в виде дополнения к таблице Косовского. "NX" будет обозначать, что у Косовского происходит смешеник альтераций ключа и "экспоненты" и указанная ключевая альтерация Х отменяется. Во втором варианте показана ступень Х, которой становится "экспонента", как фиксированная нота исходного звукоряда. "!" будет означать ошибку в таблице Косовского, исправленную в приводимой. После "**" дополнение к таблице Косовского.
Ключ Звукоряд Альтерации ключа H M U * H M U
M U +1 H -1
+2 D E F# G A B C# #4 #1 -1! U N4 * +1 N7 M
+1 G A B C D E F# #4 U H -1 * M +1 H
0 C D E F G A B H M U * G#/Ab C#/Db D#/Eb
-1 F G A Bb C D E b7 M +1 H * U H -1
-2 Bb C D Eb F G A b7 b3 +1 N7 M * -1 U N4
-3 Eb F G Ab Bb C D b7 b3 b6 N7 N3 +1 * N4 -1 N1
**
-4 Ab Bb C Db Eb F G b7 b3 b6 b2 N3 N6 N7 * N1 N4 N2
-5 Db Eb F Gb Ab Bb C b7 b3 b6 b2 b5 N6 N2 N3 * N2 N1 N3
-6 Gb Ab Bb Cb Db Eb F b7 b3 b6 b2 b5 b1 N2 N1 N6 * N3 N2 N6
+6 F# G# A# B C# D# E# #4 #1 #5 #2 #6 #3 N2 N5 N6 * N2 N5 N6
+5 B C# D# E F# G# A# #4 #1 #5 #2 #6 N5 N1 N2 * N6 N2 N3
+4 E F# G# A B C# D# #4 #1 #5 #2 N1 N4 N5 * N3 N6 N7
+3 A B C# D E F# G# #4 #1 #5 N4 -1 N1 * N7 N3 +1
Стоит ещё раз обратить внимание, что в данном случае речь идёт о звукорядах, лишённых каких-либо тяготений. Как видно из обоих вариантов, "собственные экспоненты" во многих случаях переноса становятся "несобственными" или вовсе проявляют себя в виде отмены ключевого знака альтерации, для чего автору "деконструкции" пришлось придумать аналог "экспоненты". Это ставит под сомнение целесообразность всей категории "экспонент" в заявленном Косовским виде. Особенно в сравнении с традиционным описанием альтерированных звукорядов в различных ключах.
Пример с аккордом B7 также показывает также существенную не-наглядность системы записи Косовского:
III@H = VII@+1H не означает III@H = (VII@H)@+1
как могли бы предположить обращающиеся с математическими показательными ("экспоненциальными") функциями люди, и как справедливо в случае
III@MH = (III@M)@H = (III@H)@M
У Косовского справедливы такие равенства
III@H = VII@+1H = (VII@+1)@H = (VII@U)@+1
Т.е. при переносе аккорда на ключ -1, "экспонента" меняется с H на U, что не находит явного отражения в системе записи Косовского. Альтернативой было бы обозначение типа III@H = VII@+1U.
При рассмотрении переноса "экспоненты" M для ключей 0, +1, +2, соответствующих мажорным звукорядам от С, G, D, можно построить аккорды по правилам Косовского:
Ключ 0 - С
III@M = E G B Db (F A C) = Em6 (-9 11 -13) - b2 = Db
III@(M) = E G B D (F A C#) = Em7 (-9 11 13) - (#1) = C#
Ключ +1 - G
VI@+1 = E G B Db (F# A C) = Em6 (9 11 -13) - b5 = Db
VI@(+1) = E G B D (F# A C#) = Em7 (9 11 13) - (#4) = C#
Во втором виде аккорд укладывается полностью в ключ D, становясь "собственным аккордом" II, и следуя правилу переноса из ключа D в ключ С, он становится III@+2, т.е. путём произвольной трактовки, допускаемой Косовским, "собственная экспонента" может быть выброшена с заменой на "несобственную".
Ключ +2 - D
II@N7 = E G B D (F# A C#) = Em7 (9 +11 13) - b1 = Db
Как было описано чуть выше, при переносе "собственная экспонента", как нота C#/Db, полностью теряется, становясь седьмой ступенью звукоряда D. Это показывает, что концепция Косовского имеет практически то же широкое поле неоднозначности трактовок, что и традиционная теория, имея при этом более сложный описательный аппарат.