Дмитрий Малолетов, да в начале часто бывали случаи когда пытались заставить вокалистку петь в не удобном для нее диапазоне.
Не понимали многих вещей. Любители мы. Все через свои шишки и грабли. Ни кто нас не учил.
Но, сейчас, сменив шесть вокалисток, набравшись опыта, почитав и послушав более опытных в этом вопросе людей, уже точно знаем какой диапазон у вокалистки, где у нее переходные ноты, что она споет легко, а где придется сильно напрягаться.
Но бывают случаи, когда выучила песню в Abm потому, что понравившейся кавер с которого учила в Abm. И тут либо все партии переделывать в неудобную тональность. Особенно бас в стандартном строе, а в партии нижняя нота ми бемоль и получается или всю партию в гитарный диапазон сдвигать или переделывать всю партию.
Как вариант перестраивать гитары на пол тона ниже. Но тоже не айс. Маршалл AS-100, в который мы играем, Ми контроктавы нормально воспроизводит, а на Ми бемоль начинает невнятно пердеть. Да и перестраиваться на концерте из-за одной песни туда-назад лишняя суета и потеря времени сцене.
А вокалистке всего то надо на пол тона подвинуться. Ладно я еще соглашусь когда верхняя фа или ми второй октавы. Но когда верхняя нота в песне до второй октавы то плюс минус пол тона легко переучиваются.
Еще бывают случаи когда, чтобы не напрягаться выучит песню в самом низу диапазона, а песня громкая энергичная, тогда приходится заставлять петь выше, чтоб задействовать верхний регистр и тембр стал звонкий. И опять упираемся в "ну я же уже выучила".
В общем в выборе тональности нет однозначно правых и не правых. И видео, приведенное постом выше, как раз об этом.