Елки-палки! Думал, что хоть что-то понимаю, как оказалось - ничего)
Не думаю, что тут что-то страшное.
Ну, кроме "народных" ладов обнаружился ещё и гармонический минор, который есть просто разновидность натурального минора. Или даже который есть просто "нюанс в натуральном миноре". Доминанта (аккорд на V ступени) может быть мажорной, тогда это гармонический минор, вот и всё.
... и добавил:Посему попрошу дать название книги или статью, где для самых чайников объясняется принцип построения и обыгрывания ладов.
Конкретную книгу посоветовать не могу, потому что сам этим "обыгрыванием" не слишком увлекался...
Способы построения ладов мы тут почти озвучили, и их два.
1. Берём натуральный минор или мажор, и считаем за тонику какую-то другую ступень, "перенумеровывая" все ступени. Получается ещё пять ладов, кроме натуральных минора и мажора (потому что нот всего семь).
2. Берём натуральный минор или мажор, повышаем/понижаем одну нужную ступень, пролучается какой-то лад. Информацию о том, какая ступень в каком ладу отличается от натурального мажора или минора, легко найти винтернете.
Строго говоря, первый пункт сформулирован не слишком "научно", т.к. нельзя ствить в один ряд натуральные мажор и минор и "народные" лады (натуральные мажор и минор следовало бы назвать тогда ионийским и эолийским), но это уже детали.
... и добавил:Чтобы сопоставить оба "способа", попробую привести пример.
Например, нужно получить звукоряд дорийского Ля.
Первый способ: берём звукоряд Ми-минора, но за тонику считаем Ля.
Второй способ: берём звукоряд Ля-минора и повышаем VI.
Результат один и тот же: Ля-Си-До-Ре-Ми-Фа#-Соль.
Обыгрывать нужно так, чтобы оставаться в этом звукоряде, но тоникой была Ля.
Для тех, кто привык играть по нотам, можно найти и "третий способ". Например, дорийский лад — это "шаг в сторону диезов". Скажем, если я помню, что Ля-минор — это без знаков, то в Ля дорийском появляется один диез. Или если я помню, что Ре-минор — это один бемоль, то в Ре дорийском этот бемоль ликвидируется. И т.п.