Автор Тема: Вопрос о ладах  (Прочитано 1852 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн lowrider311 Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 3
  • Репутация: +0/-0
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Вопрос о ладах
« : Августа 31, 2013, 18:16:16 »
Здравствуйте!
Вот начал потихоньку курить теорию и никак не въеду с ладами (не железками на грифе :crazy:). В одних источниках утверждается, что смена лада подразумевает изменение ступеней гаммы и системы тяготения нот в ней, т.е. ноты не меняются. Так гласит, к примеру, Вики.
Другие же утверждают, что ноты все-таки меняются, вот. Здесь дорийский лад характерен повышенной шестой ступенью, т.е. в дорийском До, например, появится Ля#. Ну, это как я понял ???
Вот он кагбэ и вопрос: в чем отличие мажора от того же дорийского лада (или любого другого)?

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7845/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Вопрос о ладах
« Ответ #1 : Августа 31, 2013, 18:38:47 »
Другие же утверждают, что ноты все-таки меняются...
Верно и то, и другое. Это рассмотрение одной и той же вещи с разных сторон.

Например, звукоряд дорийского Ля состоит из нот Ля-Си-До-Ре-Ми-Фа#-Соль. По сравнению с натуральным Ля-минором здесь повышена VI ступень. А если сравнивать с натуральным Ми-минором — звукоряд совпадает полностью, но тоникой является Ля (вместо Ми), т.е. все ступени "перенумеровались".

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Вопрос о ладах
« Ответ #2 : Августа 31, 2013, 18:54:50 »
пока отвечал, MrLf опередил...
Цитировать
В одних источниках утверждается, что смена лада подразумевает изменение ступеней гаммы и системы тяготения нот в ней
Если меняются ступени, то меняются и соответствующие звуки, а значит и "ноты".
Цитировать
т.е. ноты не меняются.
Зависит относительно чего рассматривать..
Просто многие источники рассматривают лады, как производные от "родительской" мажорной гаммы. То есть лады строятся на ступенях базового мажорного звукоряда, путем перемещения по этим ступеням тоники.
Например, если сравнивать Ля минор с "родительским" До мажором, то звуки сохранились. В этом случае звуки совпадают с родительским мажором. Но в этом случае тоники разные.


А можно получать лады путем модификации ступеней (повышения-понижения) мажорого звукоряда.
Если  Ля мажорный лад записать  ступенями 1234567, а потом из него получить Ля минор 12b345b6b7, то ступени изменятся и звуки.

Для пальцев - т.е освоения аппликатур, удобно думать родительским звукорядом, для ушей , т.е для понимания звучания лада - ступенями.

Оффлайн lowrider311 Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 3
  • Репутация: +0/-0
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Вопрос о ладах
« Ответ #3 : Сентября 01, 2013, 09:06:45 »
MrLf, eye, спасибо за ответ!
Картина начинает проясняться, но еще хочу уточнить вот что. Допустим, тональность Ля-минор, в которой мы приезжаем на аккорд Ми-мажор (по идее Е7 конечно, ну да ладно :)). Как я понял V ступень обыгрывается миксолидийским ладом. Так вот, какая выбирается гамма:
а) тот же "ля-минор", но с тоникой в Ми: E F G A H C D E
б) понижается 7 ступень ля-минора: A H C D E F Gb A (блюз штоле :))
в) понижается 7 ступень ля-мажора: A H C# D E F# G
г) вообще играем гамму ми-мажора :pozor:
50 на 50, помощь за...
Заранее, прошу пардона за нубство :)

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7845/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Вопрос о ладах
« Ответ #4 : Сентября 01, 2013, 09:17:13 »
Допустим, тональность Ля-минор, в которой мы приезжаем на аккорд Ми-мажор (по идее Е7 конечно, ну да ладно :)). Как я понял V ступень обыгрывается миксолидийским ладом. Так вот, какая выбирается гамма...
Самый простой вариант: повышается VII ступень ля-минора. И это называется гармонический ля-минор. Практически это означает только то, что на фоне аккорда Ми-мажор играем соль с диезом, а так везде всё тот же ля-минор.

В натуральном Ля-миноре этот аккорд был бы Em, а в гармоническом он превращается в мажорный аккорд E, потому что нота Соль берётся с диезом (аккорд E состоит из звуков Ми-Соль#-Си, а аккорд Em состоит из звуков Ми-Соль-Си).

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Вопрос о ладах
« Ответ #5 : Сентября 01, 2013, 15:26:36 »
Допустим, тональность Ля-минор, в которой мы приезжаем на аккорд Ми-мажор. Как я понял V ступень обыгрывается миксолидийским ладом.
Миксолидийский звукоряд на пятой в мажорной тональности.  А тут минор.

Цитировать
а) тот же "ля-минор", но с тоникой в Ми: E F G A H C D E
Возможен этот вариант.

Цитировать
б) понижается 7 ступень ля-минора: A H C D E F Gb A (блюз штоле :))
В ля миноре 7я уже низкая.
Цитировать
в) понижается 7 ступень ля-мажора: A H C# D E F# G
А ля мажор к чему здесь?
Цитировать
г) вообще играем гамму ми-мажора
как бы да, но в ней надо понизить 7, 6 и желательно 2ю: 1,2,3,4,5,6,7 => 1,b2,3,4,5,b6,b7  ))

Вам надо понять, что изначально не лады подбираются к аккордом (это частная обратная задача), а, наоборот, аккорды строятся на ступенях лада.
Поэтому в ля натуральном миноре аккорда E7 вообще нет. В натуральном миноре на пятой ступени есть аккорд Em и он обыгрывается все тем же ладом, но так, чтобы опорными были ступени этого аккорда. Поэтому можно сказать, что обыгрывается он Ми фригийским.

ABCDEFG - ля минор
EFGABCD - ми фригийский

А если в Ля миноре на пятой появился Ми мажорный аккорд это значит, что включился гармонический Ля минор.
Значит тогда на E вы можете играть Ля минор гармонический. Но при этом его звуки должны располагаться в ладу как опорные. Это даст звукоряд "фригийский мажор" или испанский лад. Есть и другие названия у этого звукоряда, например, "доминантовый лад".

ABCDEFG# - ля минор гармонический
EFG#ABCD - ми фригийский мажор

Оффлайн lowrider311 Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 3
  • Репутация: +0/-0
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Вопрос о ладах
« Ответ #6 : Сентября 05, 2013, 13:49:33 »
Елки-палки! Думал, что хоть что-то понимаю, как оказалось - ничего)
eye, MrLf, большое вам спасибо за ответы, но я до них еще не дорос походу) Посему попрошу дать название книги или статью, где для самых чайников объясняется принцип построения и обыгрывания ладов. Заранее, благодарен :russian_band:

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Вопрос о ладах
« Ответ #7 : Сентября 05, 2013, 16:02:09 »
где для самых чайников
чайникам надо не ладами интересоваться, а разбираться с азами - изучать элементарную теорию. А "обыгрывать" натуральный  минор/мажор.

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7845/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Вопрос о ладах
« Ответ #8 : Сентября 05, 2013, 16:14:36 »
Елки-палки! Думал, что хоть что-то понимаю, как оказалось - ничего)
Не думаю, что тут что-то страшное.
Ну, кроме "народных" ладов обнаружился ещё и гармонический минор, который есть просто разновидность натурального минора. Или даже который есть просто "нюанс в натуральном миноре". Доминанта (аккорд на V ступени) может быть мажорной, тогда это гармонический минор, вот и всё.

... и добавил:

Посему попрошу дать название книги или статью, где для самых чайников объясняется принцип построения и обыгрывания ладов.
Конкретную книгу посоветовать не могу, потому что сам этим "обыгрыванием" не слишком увлекался...
Способы построения ладов мы тут почти озвучили, и их два.
1. Берём натуральный минор или мажор, и считаем за тонику какую-то другую ступень, "перенумеровывая" все ступени. Получается ещё пять ладов, кроме натуральных минора и мажора (потому что нот всего семь).
2. Берём натуральный минор или мажор, повышаем/понижаем одну нужную ступень, пролучается какой-то лад. Информацию о том, какая ступень в каком ладу отличается от натурального мажора или минора, легко найти винтернете.

Строго говоря, первый пункт сформулирован не слишком "научно", т.к. нельзя ствить в один ряд натуральные мажор и минор и "народные" лады (натуральные мажор и минор следовало бы назвать тогда ионийским и эолийским), но это уже детали.

... и добавил:

Чтобы сопоставить оба "способа", попробую привести пример.
Например, нужно получить звукоряд дорийского Ля.
Первый способ: берём звукоряд Ми-минора, но за тонику считаем Ля.
Второй способ: берём звукоряд Ля-минора и повышаем VI.
Результат один и тот же: Ля-Си-До-Ре-Ми-Фа#-Соль.

Обыгрывать нужно так, чтобы оставаться в этом звукоряде, но тоникой была Ля.

Для тех, кто привык играть по нотам, можно найти и "третий способ". Например, дорийский лад — это "шаг в сторону диезов". Скажем, если я помню, что Ля-минор — это без знаков, то в Ля дорийском появляется один диез. Или если я помню, что Ре-минор — это один бемоль, то в Ре дорийском этот бемоль ликвидируется. И т.п.
« Последнее редактирование: Сентября 05, 2013, 16:39:15 от MrLf »

Оффлайн ironman82

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 239
  • Репутация: +71/-1
    • KARIMOV-GUITAR.COM
Re: Вопрос о ладах
« Ответ #9 : Сентября 06, 2013, 00:06:27 »
Я бы автору тему, без укора, но пользы для, посоветовал просто развить свой слух! Элементарно САМОСТОЯТЕЛЬНО экспериментировать со звуками... Большинство используемых звукорядов - очень естественные, "ни отнять, ни прибавить". И ухо это слышит. Взять хотя бы вопрос ваш об аккорде Е7 в ля-миноре. Так вот попробуйте сперва сами наиграть, что именно на ваш слух подходит лучше всего в данном контексте. Причем без всякой там "математики".
А если вы не слышите - то обращаться к теории ладов за помощью - последнее дело. Единственное, что стоит поучить без вопросов - нотная грамота и элементарная теория. В противном случае, Лады для вас так и останутся математикой, где надо слепо следовать правилам. Только когда вы сами способны СЛЫШАТЬ все эти альтерации, уметь их использовать самостоятельно, пусть на примитивном уровне - вот тогда стоит искать объяснения этим явлениям в теории.
Это сугубо мое мнение. Я когда-то тоже "засел" за теорию ладов, и ничего не понял. Стал больше слушать, играть, экспериментировать, и уже после, вернувшись к вопросу действительно расширил свои знания. У самого есть ученики, и никогда не гружу их подобными вещами, пока сами не научаться слышать элементарные мажоры и миноры. Кстати, рассматривать лады нужно сперва именно как самостоятельные "видоизмененные" мажоры и миноры. Когда эта тема рассматривается через призму ступеней Натурального мажора, вот тогда начинается ряд вопросов и непонимания. В современной музыке, лады (древние лады) - это самостоятельные гаммы/тональности. Когда этот этап пройден - можно рассматривать лады как части системы тональности Нат. Мажора.
« Последнее редактирование: Февраля 12, 2014, 02:31:41 от ironman82 »

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7845/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Вопрос о ладах
« Ответ #10 : Сентября 06, 2013, 09:21:24 »
А если вы не слышите - то обращаться к теории ладов за помощью - последнее дело. Единственное, что стоит поучить без вопросов - нотная грамота и элементарная теория.
Нотная грамота и элементарная теория ничем не лучше теории ладов. Так что, имхо, "обращаться" можно к чему угодно и в любое время. А ждать некоего "слухового прозрения", которое якобы "даст право" изучать какие-то разделы теории — надуманный и неверный подход.
Элементарно САМОСТОЯТЕЛЬНО экспериментировать со звуками...
Совет хороший, но только не надо забывать, что такой "самостоятельно экспериментирующий" человек будет вертеться вокруг шаблонов, которые он успел усвоить ранее. И выйти за рамки этих шаблонов он просто так не сможет. Чтобы выйти, можно попытаться использовать теорию. И вдумчиво слушать новую для себя музыку, разумеется. И подкреплять это прослушивание теорией.

Как, играя в Ля-дорийском, не скатиться к обычному Ми-минору? Звукоряд будет всё время заставлять слышать тоникой Ми. Как избавиться от этого?

Это не риторический вопрос. Лично я на этот вопрос ответить внятно не могу.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Вопрос о ладах
« Ответ #11 : Сентября 06, 2013, 09:32:56 »
Как, играя в Ля-дорийском, не скатиться к обычному Ми-минору? Звукоряд будет всё время заставлять слышать тоникой Ми. Как избавиться от этого?
Смешивать ля минорную пентатонику с ля дорийским. Так же играть под аккомпанемент на гармонию в дорийском ля миноре (например,
Smooth Jazz backing track, A Minor 97 bpm. High quality 15 minute track)

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7845/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Вопрос о ладах
« Ответ #12 : Сентября 07, 2013, 09:04:45 »
Смешивать ля минорную пентатонику с ля дорийским. Так же играть под аккомпанемент на гармонию в дорийском ля миноре (например, ...)
Спасибо!
Гармония к этому ролику такая, это оно?