Автор Тема: Вопрос по тональности  (Прочитано 4618 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Nikita Istratiy Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 5
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Вопрос по тональности
« : Июня 06, 2013, 10:06:22 »
Доброго всем дня!
Никак не могу определить тональность песни.
Тоника - Соль-диез (завершается песня ей, да и начинается с нее).
При проигрывании песни насчитал 4 диеза - фа, до, соль, ре.
Если построить аккорд Соль-диез-мажор, то появляется "ненужная" чистая нота до.
Если построить аккорд Соль-диез-минор, то все в порядке.
Я взял тональность параллельную соль-диез-минор и получил си-мажор.
В нем 5 диезов, а нужно 4 (лишний диез на ноте ля).
Посмотреть в теорию по ладам и обнаружил, что к данному случаю подходит миксолидийский лад, который понижает 7-ю ступень мажорной гаммы.
То есть в си-мажоре как раз понижается 7-я ступень и нота ля становится чистой.
Правильно ли я сделал вывод, что тональность - си-миксолидийский лад?
Если песня играется в тональности соль-диез, то нужно ли строить параллельную тональность для си-миксолидийского? Поменяется ли от этого название лада?
Всем заранее спасибо, начинаю погружаться в тональности и лады.

Оффлайн noble

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 457
Re: Вопрос по тональности
« Ответ #1 : Июня 06, 2013, 12:14:01 »
Nikita Istratiy, В тональность Соль-диез мажор нет чистой ноты До. Есть Си-диез, который энгармонически равен До (третья ступень гаммы) и есть До-диез (четвертая ступень гаммы). Так что получается тональность Соль-диез мажор.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Вопрос по тональности
« Ответ #2 : Июня 06, 2013, 14:01:20 »
На практике только одна мажорная тональность имеет в названии диез - это F# мажор.
Так что рассуждения на основе G# изначально тупиковые.
Отталкивайтесь от Ab мажора и четырех бемолей. )

Оффлайн Nikita Istratiy Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 5
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Вопрос по тональности
« Ответ #3 : Июня 06, 2013, 14:03:00 »
Но в соль-диез-мажорной гамме также есть ля-диез, которого быть не должно.
Почему тогда все ноты си миксолидийского подходят к песне?

... и добавил:

А не возникнет ли путаницы, если из G# сделать Ab?
Только начинаю входить в эту тему, многого не знаю.
« Последнее редактирование: Июня 06, 2013, 14:04:34 от Nikita Istratiy »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Вопрос по тональности
« Ответ #4 : Июня 06, 2013, 18:08:27 »
Но в соль-диез-мажорной гамме также есть ля-диез, которого быть не должно.
Почему не должно? Это вторая ступень.
Хотя говорю вам - нет такой тональности ))) Гляньте на квартоквинтовый круг тональностей.

Цитировать
Почему тогда все ноты си миксолидийского подходят к песне?
Причин может быть миллион. Начиная с той, что вы неправильно определили тональность, путаете диезы и бемоли и кончая блюзовой полиладовостью.
Цитировать
А не возникнет ли путаницы, если из G# сделать Ab?
Так у вас уже именно из-за G# полная путаница. Вы хоть знаете какие и сколько знаков должно быть в G# мажоре? (подсказка - при ключе 6 диезов и один дубль диез,  сравните с четырьмя бемолями в Ab мажоре - что удобнее?).

Оффлайн Nikita Istratiy Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 5
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Вопрос по тональности
« Ответ #5 : Июня 06, 2013, 18:50:40 »
Как тогда определить тональность, отталкиваясь от Ab?
Например, для следующего такта:
G#5 (или Ab5), B5, E5, F#5
Тоника - G# (Ab).
Например в power-аккорде G# (Ab) присутствует нота C#, ее нужно как-то учитывать?
Как для такой простой последовательности определить тональность, чтобы сымпровизировать что-нибудь, заранее зная куда тыкать?

Оффлайн noble

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 457
Re: Вопрос по тональности
« Ответ #6 : Июня 07, 2013, 13:46:02 »
Nikita Istratiy, я бы посоветовал вам, если вы решили отталкиваться от Ab-мажора, оперировать звуками этой тональности. Как вам уже указали - в Ab-мажоре четыре бемоля. Откуда вы взяли ноту С#?

... и добавил:

Например в power-аккорде G# (Ab) присутствует нота C#, ее нужно как-то учитывать?
Да и вообще откуда в power-аккорде G# (Ab) нота C#? Ее там нет.
« Последнее редактирование: Июня 07, 2013, 13:52:43 от noble »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Вопрос по тональности
« Ответ #7 : Июня 07, 2013, 17:49:11 »
Как тогда определить тональность, отталкиваясь от Ab?
Например, для следующего такта:
G#5 (или Ab5), B5, E5, F#5
Это скорее похоже на G#m, а не мажор. Я говорил, что "нет" мажорных тональностей с диезом при основном тоне (кроме тональности F#). C минорными - зеркальная ситуация, все наоборот.
G#5 , B5, E5, F#5 - это скорее всего все-таки G#m (есть еще вариант мажоро-минора).

Лучше бы выложили файл гтп или ссылку Youtube на песню. Хотя бы название и исполнителя.

Короче, тональность G#m, играйте пентатонику G#m и  натуральный  G#m.

Цитировать
Если построить аккорд Соль-диез-минор, то все в порядке.
Я взял тональность параллельную соль-диез-минор и получил си-мажор.
В нем 5 диезов, а нужно 4 (лишний диез на ноте ля).
все верно, 5 диезов. И ля диез там на месте. Все остальное от лукавого.

Оффлайн Nikita Istratiy Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 5
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Вопрос по тональности
« Ответ #8 : Июня 08, 2013, 15:27:58 »
Песня - Exilia - Girl on a leash
Ссылка на gtp (подбирал сам):
http://www.multiupload.nl/QCDNN340CT

Еще вопрос тогда  :rolleyes::
Например всем известная Sweet child O'mine от Guns'n'Roses.
Какая тональность? Поисковик выдает ре-мажор, но я не понимаю, у Слэша строй опущен на полтоны и первой нотой является ре-бемоль. Если играть ее без минусовки от ре, то все нормально, но под минусовку звучит именно от ре-бемоля (как в оригинале). Как меняется тональность при смещение всего произведения на полтоны?

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Вопрос по тональности
« Ответ #9 : Июня 08, 2013, 22:18:43 »
Песня - Exilia - Girl on a leash
Ответ о тональности этой песни как раз выводит на следующий вопрос.
Пока скажу, что они играю в Ля миноре, но звучит на полтона ниже, так как строй опущен на пол тона. То есть они играют на транспонируюших инструментах - inB (си чистое).
Первая часть играется во Ля фригийском ладу, а тот кусок - в натуральном Ля миноре.


Цитировать
Например всем известная Sweet child O'mine от Guns'n'Roses.
Какая тональность? Поисковик выдает ре-мажор, но я не понимаю, у Слэша строй опущен на полтоны и первой нотой является ре-бемоль. Если играть ее без минусовки от ре, то все нормально, но под минусовку звучит именно от ре-бемоля (как в оригинале). Как меняется тональность при смещение всего произведения на полтоны?

Очень хороший вопрос. Все зависит от того, с какой точки зрения смотреть и для чего вам нужно знать тональность.
Есть как бы "абсолютная тональность" - реальное звучание и есть тональность транспонирующего инструмента.

Музыканты, играющие на транспонирующийх инструментах думают другими тональностями, так как им это проще.
Например, Мальмстин, хотя и абсолютник, когда берет шестую открытую, говори "E", хотя в действительности  звучит  "Eb".
То есть, играя на гитаре с опущенным строем вы не будете заморачиваться со всеми этими диезами и бемолями, так как на вашем инструменте вы мыслите нотами и аккордами, которые были там в стандартном строе ("in С", а по гитарному in E)).

Так же и с каподастром, если поставить капо на третий лад, то большинство людей будет называть три блатных по прежнему  Am, Dm, E7 , хотя в реальности звучать будут Cm, Fm, G7 . Такой строй у духовых будет называться in Eb.

Значит, если вы играете в стандартном строе, то вам надо понимать, эта вещь звучит Db, но если вы перестроите гитару как у Слэша, то окажетесь в D.  Какой смысл переназывать знакомые аккорды?

Поэтому и ноты пишутся в D, но указывается строй Tune down 1/2 step, что соответствует строю in B (H), то есть, если извлечь на таком инструменте ноту До, то прозвучит Си.
Tune down 1 step, соответствует строю in Bb - дергаем там, где обычно До, а звучит Bb.
Но это (плонимание обозначений транспозиции) может пригодиться, только если вы имеете дело с духовиками.

Оффлайн Nikita Istratiy Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 5
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Вопрос по тональности
« Ответ #10 : Июня 09, 2013, 20:26:10 »
eye, спасибо за ответы!
Буду дальше изучать теорию

Оффлайн ribbani

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 738
Re: Вопрос по тональности
« Ответ #11 : Июня 16, 2013, 22:33:11 »
На практике только одна мажорная тональность имеет в названии диез - это F# мажор.

До диез мажор,вполне практическая тональность)))

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Вопрос по тональности
« Ответ #12 : Июня 16, 2013, 23:21:25 »
До диез мажор,вполне практическая тональность)))
Несколько примеров  произведений в тональности C# маж. не из классики, пожалуйста.

Оффлайн ribbani

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 738
Re: Вопрос по тональности
« Ответ #13 : Июня 16, 2013, 23:55:01 »
Несколько примеров  произведений в тональности C# маж. не из классики, пожалуйста.
Участвовал во многих проектах с украинскими композиторами,встречалось)))А уж на студии, когда пишешь вокалистам фонограммы-сплошь и рядом,я даже встречался с тональностью ля бемоль минор)))

... и добавил:

Песенка в до мажоре и вдруг модуляция на пол тона вверх-никто не писал мне в ре бемоль)))
« Последнее редактирование: Июня 16, 2013, 23:59:59 от ribbani »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Вопрос по тональности
« Ответ #14 : Июня 17, 2013, 00:20:58 »
Цитировать
А уж на студии, когда пишешь вокалистам фонограммы-сплошь и рядом,я даже встречался с тональностью ля бемоль минор)))
А, ну если у украинских композиторов... Ага, и все нотами написано. Из Кубейса распечатано.

Понятно же, откуда ноги у всех этих ситуаций. Все оттуда же - люди не знают тональностей, а просто - было До, а надо на пол тона выше, значит До диез. Было Ля минор, а надо на полтнончика ниже - ну, играйте в Ля бемоль миноре. А спросить у этих "авторов" - а сколько там знаков при ключе?

Кстати, ribbani, сколько и какие знаки при ключе в C# мажоре?