eye,
Разве правильно E5 называть аккордом? Максимум - power-chord! На аккорд не тянет!
но играют же )) А этот список претендует на аккордовый справочник для гитаристов. Почти вся рок музыка на этих "аккордах" строится. Ну, пусть будет "неполное трезвучие" с пропущенной 3.
Вообще, в связи с этим замечанием вопрос возник действительно интересный.
Если интересно, из учебника по гармонии (Тюлин):
§ 11. Созвучие и аккорд
Созвучие — вообще любое сочетание звуков в одновременности (в том числе двузвучия и неаккордовые сочетания).
Аккорд — не всякое созвучие, а такое, которое является представителем ладовой системы, а поэтому подчиняется акустическим закономерностям, поскольку они играют определенную роль в ладовом мышлении. Это подчинение выражается в том, что аккорд имеет определенное строение и свое место в ладу на тех или других его ступенях. Место его определяется прежде всего квинтовым сочетанием тонов —
квинтовым остовом, который в силу акустических закономерностей заполняется терцовым интервалом, придающим аккорду ту или иную ладовую окраску. Поэтому аккорд в указанном понимании (как ладовое созвучие) образуется при сочетании не менее трех разных звуков, и основой его служит трезвучие именно в терцовой структуре (которая может наслаиваться, образуя септаккорды и нонаккорды).
Но в гармоническом мышлении представление об аккорде создается и при фактическом
отсутствии некоторых его тонов. Так, при реальном звучании одного лишь
квинтового остова возникает мысленное его терцовое заполнение, вследствие чего создается представление о
неполном трезвучии — без уточнения его ладовой окраски (наклонения), но преимущественно о мажорном (по его основной акустической природе), минорное же трезвучие диктуется самим ладом в данном музыкальном контексте. Интервал терции, особенно при октавном удвоении нижнего тона, воспринимается в музыке как неполное трезвучие с мысленным дополнением квинтового остова. Интервал септимы (особенно малой) создает представление о септаккорде (терцовое заполнение септового остова), уточняемое условиями данного лада.
Во всем этом сказывается апперцепционность восприятия аккордов, которая проявляется и в том, что изолированное, в начале взятое трезвучие (и даже нижняя его терция) создает слуховую настройку на определенную ладотональность как ее гармоническая тоника.
Таким образом, сущность аккордов заключается в их ладовой и акустической природе (как представителей системы ладового мышления), общепринятая же их терцовая структура является естественным следствием этой сущности, а не условной их особенностью, передающейся только по традиции.
Терцовая структура аккордов предопределяет понятие неаккордовых звуков, которые включаются в гармонию посредством голосоведения (мелодической фигурации) и в своем эмансипированном виде (при стабилизации гармонического звучания) образуют побочные тоны в аккордах. К таким аккордам с побочным тоном в первую очередь относится так называемая доминанта с секстой (V7/6).
Аккорд в указанном выше смысле может быть построен и по принципу других интервальных соотношений (например, квартовые аккорды или квартквинтаккорды). Но излишнее расширение понятия аккорда — как любого сочетания из трех и более звуков, «случайного», не имеющего принципиальной конструкции, — приводит к утрате в данном понятии определенного конкретного содержания; по существу это созвучие (для диссонирующих красочных секундовых сочетаний в современной музыке введено название кластер, что означает «гроздь»).
Только понимание аккорда как созвучия определенной структуры (в классическом наследии — терцовой) дает возможность говорить о неаккордовых звуках и побочных тонах, что необходимо в учении о гармонии.