Автор Тема: W. Blitheman, In Nomine, анализ  (Прочитано 1196 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Онлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7782/-98
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
W. Blitheman, In Nomine, анализ
« : Марта 23, 2016, 13:33:14 »
Во вложении поста — ноты PDF и звук MP3 (компьютерное исполнение, по сути MIDI).
Fitzwilliam Virginal Book — сборник клавирной английской музыки, пьес, написанных в период 1562 - 1612 годов (поздний Ренессанс / раннее барокко).
Название пьесы In Nomine ("во Имя") говорит о "молитвенном" содержании музыки.
Это транскрипция, но все ноты и интервалы между голосами сохранены точно, изменена только фактическая высота звучания всей пьесы.
Полифония, три условно равноправных голоса. Ну, и первые вопросы:

1) Какова основная ладотональность пьесы?
2) Где точно начинается и заканчивается главная мелодическая тема?

Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2017
  • Репутация: +509/-20
  • Пиво, бабы, джаз, латина
Re: W. Blitheman, In Nomine, анализ
« Ответ #1 : Марта 24, 2016, 10:52:53 »
Прослушал, посмотрел ноты.

Как я понял, основная фишка: придумывается музыкальная фраза на два такта монотонная, ритмически ровная и далее играется в разных октавах и разных тональностях.
два других голоса если не играют тему, то готовят переход мелодии в другой регистр или тональность.
главная мелодическая тема второй и третий такт. на этом фантазия композитора сочинителя мелодии иссякла совсем и началось чистое ремесленечество аранжировщика.
Первые пять тактов си минор с пидальным тоном доминанты  (F#) в басу, c 6 такта по 28 фа диез минор дальше еще не анализировал.
Закономерности по которым пишутся голоса, я пока не понял, но точно что это не привычный нам подход, когда к мелодии пишут аккордную сетку, а далее голоса  пишут по ступеням аккорда. Кстати, принцип построения второстепенных голосов самое интересное в барочной музыке. Поняв эти принципы можно штамповать подобные пьесы альбомами.
Основную ладотональность оперделить сложно, тонический центр постоянно меняется. Но большую часть времени тонический центр f#.
И кода на аккорде f#. Хотя при их подходе композитор мог сделать коду в тональности которая вообще до этого не звучала или проскакивала как проходящая.
Так что определять тональность по последнему аккорду в барроко весьма не надежно.
Я бы писал эти ноты с тремя диезами при ключе. Хотя может выбор ключевых знаков в подобных произведениях определяется какими-то не известными мне правилами, по которым 4 диеза в данной пьесе более логичны.

Пока у меня все.

Онлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7782/-98
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: W. Blitheman, In Nomine, анализ
« Ответ #2 : Марта 24, 2016, 11:50:39 »
Закономерности по которым пишутся голоса, я пока не понял, но точно что это не привычный нам подход, когда к мелодии пишут аккордную сетку, а далее голоса  пишут по ступеням аккорда.
Мелодическая имитация, видимо. То есть мышление в основном горизонтальное, а о вертикали думают только в плане, чтоб не слишком перечило / диссонировало, имхо, как-то так.

Но большую часть времени тонический центр f#.
Вот я тоже так и подумал.

Я бы писал эти ноты с тремя диезами при ключе. Хотя может выбор ключевых знаков в подобных произведениях определяется какими-то не известными мне правилами, по которым 4 диеза в данной пьесе более логичны.
Лишний диез может означать уклон в дорийский лад от "обычного" fis-moll. А мажорное трезвучие в конце — просто пикардийская терция.

главная мелодическая тема второй и третий такт
Здесь желательно бы поточнее. У этой темы есть затакт (нота Си в первом такте), и на чём эта тема завершается? Видимо, на ноте Ля в четвёртом такте? И главное: а точно, что это главная тема? В верхнем голосе есть аналогичная тема, которая повторяется аж четыре раза: такты 8-9, 13-14, 18-19 и 23-24.

Если мы определимся с темой точно, то дальше можно будет проследить, как она модифицируется, а это и есть самое главное, как мне кажется.

... и добавил:

Кстати, если посмотреть на тему в совокупности с басами, на фоне которых она проходит, получается некий гексахорд, который соответствует "не выявленному" эолийскому или дорийскому.
« Последнее редактирование: Марта 24, 2016, 15:52:07 от MrLf »

Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2017
  • Репутация: +509/-20
  • Пиво, бабы, джаз, латина
Re: W. Blitheman, In Nomine, анализ
« Ответ #3 : Марта 24, 2016, 21:22:56 »
Лишний диез может означать уклон в дорийский лад от "обычного" fis-moll.
В этой пьесе так старательно избегается 6 ступень мелодического лада, что говорить дорийский там или нет очень сложно.
. А мажорное трезвучие в конце — просто пикардийская терция.
не знал такого понятия. Спасибо за инфу.

Здесь желательно бы поточнее. У этой темы есть затакт (нота Си в первом такте), и на чём эта тема завершается? Видимо, на ноте Ля в четвёртом такте? И главное: а точно, что это главная тема? В верхнем голосе есть аналогичная тема, которая повторяется аж четыре раза: такты 8-9, 13-14, 18-19 и 23-24.
А какая разница? Абсолютно одинаковый двухтактный мотив только в разных регистрах и тональностях. вот в 4-5 актах вместо седьмой натуральной сыграна седьмая мелодическая. там хоть какая-то разница.
Си в первом такте это не столько к мелодии относится сколько настроечный тон. Типа как вступление к нашему гимну, всем оркестром тонический аккорд та-дам. А потом уже мелодия.
А здесь на сильную на первую сильную долю вторая ступень лада (с#) звучит в басу тоники нет. надо хоть как-то помочь слушателю сориентироваться.

Кстати, если посмотреть на тему в совокупности с басами, на фоне которых она проходит, получается некий гексахорд, который соответствует "не выявленному" эолийскому или дорийскому.
   
Настолько все не выявлено, что похоже было правило если однозначно разрешилась мелодия и гармония в тонику то это кода, дальше играть смысла нет.

У меня знакомый учился в военно дережорской академии и там им очень серьезно преподавали историю музыки. С задачами написать или сделать аранжировку в том стиле который проходили.

Он рассказывал откуда взялись подобные произведения.
Самые жирные шабашки того времени это играть на презентации какого нибудь произведения написанного богатым аристократом.
Т.к. как основным занятием аристократии того времени была война, то большую часть времени они уделяли верховой езде, владению мечом копьем, стрельбе из лука.
а музыке, стихам и шахматам сколько останется. Оно и понятно лучше быть плохим но живым музыкантом, чем хорошим, но мертвым.
И проходили подобные музкальные мероприятия примерно так. Аристократ наигрывал мотивчик несколько тактов. музканты должны были его подхватить и на ходу делать аранжировки.
Если перед мероприятием была хоть одна репитиция это уже хорошо. Но чаще всего приходилось играть сходу. т.е. качество копозитора определялось качеством и количеством лабухов которых он мог себе позволить нанять.
А довольный композитор шел к гостям, и они вместе, под жратву и бухло, наслаждались на их глазах рождающейся нетленкой.
Так же из гостей кто либо мог выйти со своим произведением или песней, и то же нужно было на слух подхватить и развить сей опус.
Ну в конце конечно танцы. тут уже можно и заготовленный репертуар погонять.

Так что, если всерьез заниматься музыкой барокко просто играть по нотам не достаточно. Надо уметь самому писать подобную музыку,желательно с ходу и ансамблем.
А для этого надо понять по каким правилам они передавали друг другу инициативу (кто играем мелодию) и как они все месте понимали куда будет очередная модуляция.

Онлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7782/-98
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: W. Blitheman, In Nomine, анализ
« Ответ #4 : Марта 24, 2016, 22:01:53 »
Самые жирные шабашки того времени...
Я считаю подобные байки довольно бесполезными. За рюмкой чая об этом можно поговорить :) но в плане реального понимания музыки — это балласт.

... и добавил:

Си в первом такте это не столько к мелодии относится сколько настроечный тон. Типа как вступление к нашему гимну, всем оркестром тонический аккорд та-дам. А потом уже мелодия.
А здесь на сильную на первую сильную долю вторая ступень лада (с#) звучит в басу тоники нет. надо хоть как-то помочь слушателю сориентироваться.
ОК, допустим, затакт несущественен. А окончание темы? Тоже, выходит, несущественно, т.к. эта двухтактовая тема приходит к самым разным нотам.
« Последнее редактирование: Марта 24, 2016, 22:04:24 от MrLf »

Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2017
  • Репутация: +509/-20
  • Пиво, бабы, джаз, латина
Re: W. Blitheman, In Nomine, анализ
« Ответ #5 : Марта 24, 2016, 22:39:34 »

... и добавил:
ОК, допустим, затакт несущественен. А окончание темы? Тоже, выходит, несущественно, т.к. эта двухтактовая тема приходит к самым разным нотам.
На монент когда играется последняя нота, основная мелодия звучит в другом голосе (инструменте) и эта нота не так важна как разрешение фразы сколько как голос побочной линии к мелодии. И задача не привычная нам. мы пытаемся обычно закончить фразу на каком нибудь устойчивом аккордном  звуке, чтобы слышалось завершение фразы, а они пытаются передать мелодию от голоса к голосу как можно ровнее.

Я считаю подобные байки довольно бесполезными. За рюмкой чая об этом можно поговорить :) но в плане реального понимания музыки — это балласт.
 
Ну для кого-то безполезные байки, а для курсантов на зачете полковник играл мотив и три четыре курсанта должны были сходу сыграть соблюдая каноны стиля.
Кто не справлялся, бежал 3 км и через неделю приходил на пересдачу. 

Про первый зачет по истории музыки он рассказывал. Нужно было написать рыцарский марш в стиле европейского средневековья.
там было четырнадцать правил (канонов).
После поверки заданий полковник выдал: "В средние века вас бы всех сожгли на костре, но вам повезло, вы всего лишь пробежите кросс и придете на пересдачу".

Онлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7782/-98
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: W. Blitheman, In Nomine, анализ
« Ответ #6 : Марта 25, 2016, 12:58:37 »
ОК, значит, мы выяснили, что основную тему имеет смысл расматривать как двухтактовую. Пусть это будет пока тема, которая в первых 5 тактах. Сама тема состоит из четырёх нот, т.е. это тетрахорд. Если рассматривать её "окружение", нот получается чуть больше.

1) Такты 2-3. Си минор без VI ступени (эолийский или дорийский).
2) Такты 4-5. Гармонический Си минор без VI ступени.
Это всё, если учитывать мимолётную Ми в затакте пьесы. Если её не учитывать, то там и IV ступени нет.
Дальше ситуация весьма похожа, только тема переходит в F#, и IV ступень проявляется более явно (первая нота в 8 такте у виолончели, например).

Что здесь вообще "делает" тонику? Только изредка повышенная VII ступень, выходит? Откуда вообще здесь выходит ощущение тоники, как думаешь?

Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2017
  • Репутация: +509/-20
  • Пиво, бабы, джаз, латина
Re: W. Blitheman, In Nomine, анализ
« Ответ #7 : Марта 25, 2016, 15:21:05 »
Что здесь вообще "делает" тонику? Только изредка повышенная VII ступень, выходит? Откуда вообще здесь выходит ощущение тоники, как думаешь?
Мне дает ощущение тоники проход от четвертой ноты темы к седьмой a-h-c#-d. особенно 4-5 такты a#-h-c#-d. Ре приходит в сильную. весь пятый такт весит аккорд Hm. Последние четыре ноты мотива d-h-d-h дают ощущение, что уже все пришли. Так и ждешь в мелодии в следующем такте что то типа a#-h, в теме и F#-Hm в гармонии.
Но опять же это мое восприятие музыки, основанное на абберациях песен нашей, итальянской и французской попсы, дворовой песни, цыганочек, наших рокеров, а так же последнее время танго, сальсы, Сантаны и прочих латиносов, где мелодический минор в гармониях и мелодиях доминирует.

Онлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7782/-98
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: W. Blitheman, In Nomine, анализ
« Ответ #8 : Марта 25, 2016, 16:17:19 »
Теперь остаётся понять, что происходит под конец, например, в тактах 47-48. Там частокол из нот, и с тоникой мне как-то не ясно...

Онлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7782/-98
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: W. Blitheman, In Nomine, анализ
« Ответ #9 : Апреля 25, 2016, 07:59:23 »
Эта пьеса в живом звуке.

(нажмите чтобы показать/спрятать)

Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2017
  • Репутация: +509/-20
  • Пиво, бабы, джаз, латина
Re: W. Blitheman, In Nomine, анализ
« Ответ #10 : Апреля 26, 2016, 16:08:41 »
MrLf, была какая нибудь польза от теоретического разбора данного произведения?

Онлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7782/-98
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: W. Blitheman, In Nomine, анализ
« Ответ #11 : Апреля 26, 2016, 17:20:48 »
MrLf, была какая нибудь польза от теоретического разбора данного произведения?
Чтобы просто сыграть — не было, т.к. чтобы выучить нотные головки, анализировать не обязательно.
Но это же не значит, что её вообще не было :)
Но, кстати, анализ-то получился маленько поверхностный, мягко говоря.
А вообще, понимание где всякие тоники и куда идёт по ладам развитие может помочь сыграть правильней. Например, уяснить себе цезуры.