Теперь, с учетом вашего пояснения у меня получается примерно такое понимание, что кейфрейм это "[все возможные] вертикальные аппликатуры ладов одной тональности в одной позиции на грифе".
Да, я бы не стал использовать оборот "все возможные" - это как-то абсолютизирует идею и в общем сводит на нет разницу между KF и позицией.
При этом смена тональности, отход от тональности в произведении означает и смену кейфрейма, даже если позиция на грифе не меняется. Я еще сначала написал "натуральных (или диатонических)", но потом решил, что это слишком узко, да и в принятой терминологии бывают расхождения.
Да, именно диатонических, так как идея связана с тональностями, ладами и аккордами тональности - то есть как базовое мышление. Конечно, базовые фреймы можно изменять, модифицировать - ведь и в тональности появляются побочные доминанты, тогда во фреймах появляются ступени со случайными знаками. Но эти хроматические ступени - мобильны и дополняют, "внедряются" в основную схему.
Повторюсь, что идея KF возникла, как адаптация аппликатур гаммы в аккордовых формах, только без привязки к какому-то одному аккорду. Поэтому их 5, а не 7, как в гаммах по 3 звука на струне. Первое, что нужно освоить - 5 диатонических фрагментов/фреймов мажорного звукоряда. Надо легко ориентироваться в них и при горизонтальной смене позиций вдоль грифа в одной тональности и при "вертикальной" - при смене тональностей (то, ради чего всё).
Не совсем верно говорить о тональностях, так как это могут быть разные звукоряды в пределах одной "тональности", например, в блюзе.
Поэтому я различаю Key и Tonality (сами англоязычные не могут, по-моему, объяснить разницы, хотя она должна быть).
Да, к основным 5 фреймам потом присоединяются всякие расширения по 3 звука вверх и вниз, но это потом, когда освоены основные виды.
Например, вверх, когда звучит ii-V, я могу двигаться по дорийскому фрейму, а вниз, при разрешении в тонику пойти по расширению аппликатуры:
Кстати, как ни странно, но в данном случае анимация вложения только мешала восприятию. Возможно, просто слишком быстро менялась картинка
Ничего странного, для понимания деталей там была другая статичная картинка. А анимация для демонстрации как тональность всей рабочей области грифа (key work frame) разбивается на отдельные локальные фреймы.
Вполне можно обойтись без такой иллюстрации, но надо же выплеснуть те образы, которые в голове возникают - просто по приколу.
тут получается, что на 7-стр в этом примере урезанного трихорда как раз не будет, но это возможно засчет сдвига позиции на 1 лад.
Почему не будет? Я же нарисовал предполагаемые аппликатуры для 7-струнки.
На мой взгляд, так даже удобнее играть, потому что во многих случаях, когда между 5 и 4 струной параллелизм в аппликатуре
Сдвиг на один лад везде и всегда будет, потому что таков стандартный строй.
Но насчет удобства - не факт. Тут вопрос о приоритетах. Если вам нужно играть скоростной секстольный пассаж, то "3 per string", конечно, удобнее. Особенно, если гитара с уменьшенной мензурой, как у Гилберта (которая с лжеэфами - 22,2'' против фендеровых 25,5'' и даже гибсановых 24.7"). А если нужно обыгрывать гармонию, со сменой аккордов, тональностей, с добавлением соответствующих аккордам арпеджио и опеваний, хроматических заполнений и альтераций и тд, то, возможно, система CAGED (и моя производная от нее) более удобна. К тому же не требует растяжек, более комфортна.
Поэтому думаю, не стоит смешивать 3ps с CAGED. Хотя все это и много другое (точнее и все остальное) можно представить через трихорды. А CAGED это всего лишь производная от 3ps - следствие превращения 5M в 5S - мажорного трихорда от пятой ступени в большую секунду от 5 ступ.
(Я повторяюсь, но, говорят, хорошая мысль должна повторяться несколько раз ))
И не нарушают ли обе аппликатуры (для 7-стр и для 6-стр "с параллельным сдвигом") концепцию кейфрейма?
Ну, мне кажется нарушают, о чем я написал выше. Но каждый вправе затачивать идеи под себя.
Но, подчеркиваю, пять кейфреймов включают в себя расширения, и тогда возникают расширенные аппликатуры 3ps. Но они вспомогательные.
Поэтому
а) принимаем ли за кейфрейм такой G-mix (3 лад): 5М, 1М, 4М, 7m-, 3m-S *, 5M?
Аппликатуры с мажорными трихордами - это не основные кейфреймы, но они используются в рамках концепции, как "extended".
Что касается 3m-S, его следует записать, как просто 3s - малая секунда от 3й ступени. В такой системе урезание происходит, как правило на 3 струне, чтобы избежать дублирования нот.
1M,4M,,7m-,3s,5M,1M (для 7 струн добавить внизу, то есть в начало формулы - 5M)
_____
*(,) - кварта, (,,) - тритон (,,,) - квинта, (; ) - большая терция и тд.
б) и если принимаем, то является ли кейфрейм G-mix (3 лад) "с параллельным сдвигом": 5М, 1М, 4М, 7m-, 3m-, 6m тем же кейфреймом, или уже другим кейфреймом?
Уже ответил, но повторю кратко - самостоятельно нет. Но может возникать как расширение KF-aeo, тогда - да )))
Про расширения и альтерации я планировал позже написать. Но спасибо за стимуляцию - а то самому с собой разговаривать не комильфо.
Ух ты, спасибо, тут надо разобраться.
Вообще, этот пост не относился к нашей беседе. Просто более компактная запись того, что было раньше - заменил названия ладов на ступени.
И в таблицах нет указания на позицию на грифе, верно? Это чисто сама идея
Ну, там есть ноты - а это равносильно позиции. Но вообще, да, благодаря цифрам можно увидеть закономерности и идею . Золотую секвенцию, например, и переходы вверх на пол тона за счет 7-loc=1-ion.
И что такое в данном случае Key - тональность или кейфрейм?
Кеу - это всегда диатонический звукоряд - набор нот, которые можно записать как 1234567 натуральной маж гаммы. Иногда это удобно назвать тональностью, но тональность довольно противоречивый термин, благодаря нескольким значениям и его использованию, как попало в смежных системах.
Ключ - это более конкретный термин подразумевающий диатоническую "pitch collection", которую можно упорядочить в замкнутый круговой 7-ступенный звукоряд с определенным набором бемолей или диезов.
"Замкнутый круговой" - это значит октавный и то, что можно начинать от любого звука, что дает нам набор "модов" - спец "режимов" работы базового звукоряда.
То есть Bb-ion, С-dor, D-phr, Eb-lyd, F-mix, G-aeo, A-loc - это все один Key, независимо является ли тоникой Bb в тональности Bb dur, или какая-нибудь модальная штука в Сm дорийском или архаичный блюз in F(7).
То есть Кеy - это структурно-ладотональное понятие.
А keyframe - это чисто аппликатурное понятие родственное боксу (только бокс это пентатоника и модальность, мышление одной тоникой, кейфрейм - это бокс для гаммы и больше в тональности, много тоник, + модуляции).
Эти "боксы"/кейфреймы удобно ассоциировать с натуральными ладами ради названий, но не следует их отождествлять. Так же как не следует отождествлять и с конкретным аккордом, поэтому это также не аккордовые формы. Поэтому и пришлось придумать термин для явления, которым все пользуются, а адекватного названия нет.
Как только появляются адекватные названия - они позволяют свободно манипулировать этими "боксами", что позволяет, например, выстроить последовательность смены боксов-ладов от одной ноты при смене тональностей или ладов-ключей (как блюзе).
Эта тема в принципе не интересна людям, которые обыгрывают не гармонию и смену тональностей, а играют в основном модально "на один аккорд". То есть тема ближе к джазу, джазовому блюзу, может быть фьюжн (он разный бывает).
Кстати, впереди разработка соотношений при использовании альтерированных ладов то есть на
ii - Valt - I - VI alt играется
5mix -5 loc - 5 mix - 5 dor (5 - ступень тональности, mix - кейфрейм)
(5 loc
-4) (5 dor
+4)
Кей фреймы позволяют довольно легко обыгрывать Giant Steps и прочие Coltrane Changes.
Хотел написать, что это не для тех, у кого предел мечтаний - ПШ, но, что интересно, и ПШ параллельно оттачивается, только не так скучно.
... и добавил:Забавно, но так всегда. Поставил Яндекс браузер, чтобы испытать голосовой переводчик для ютьюба и первое же видео, которое я выбрал наобум, рассказало мне об этой системе (без моего термина, но сама суть):
https://youtu.be/kW6PFnDxQH8А на заставке к видео мы видим именно "фрейм".