в основном видел "безжизненные мертвые кружочки"... как подходить к этому вопросу (проблеме) с правильной стороны? Как оживить эти кружочки?
Играя лад, постарайтесь почуствовать его настроение. Сначала поиграйте какое-то время мелодии, основываясь на устойчивых звуках лада - на 1,3,5 ступенях. Играйте по одной струне (например 3й), используя скольжения. Лучше, если вы попытаетесь петь и запомните их звучание. Затем добавляйте неустойчивые ступени 2,4,6,7 и разрешайте их в ближайшие устойчивые. Почуствуйте напряжение и последующее разрешение при переходе в опорные звуки. Запоминайте, как звучат те или иные ступени. Особое внимание обратите на характерные для ладов ступени - "4я лидийская", "6я дорийская", "2 фригийская", "7 миксолидийская", их иное звучание, окраску по сравнению с натуральными мажором и минором. Характерные ладовые ступени можно разрешать против тяготения (полтона острее притягиваются, поэтому двигать в направлении интервала в б.сек) , тогда их краска сильнее проявляется.
Играйте фигурации в ладах (секвенции - движение по 2 ноты, по 4, по 3, вертушки и тд), добавляйте между ними привычный материал, например в одноименных пентатониках. При этом старайтесь запоминать характер звучания каждой ступени. Постоянно возвращайтесь к ступеням, за которые зацепился ваш слух, по разному обыгрывайте их, находите в разных местах грифа. Например, играйте легатные вертушки и затем останавливайтесь на целевом звуке, обрабатывайте его вибрато или с бендом...
А все движение происходит внутри тех диаграмм, что изобразил Гамбале. Но для освоения их надо разбить либо на аккордовые формы, либо на "диагональные" аппликатуры, либо играть отдельно по каждой струне. И всегда:
точка=звук=ступень=нота, а так же расстояние между ступенями - интервалы
Ищите мелодии, используйте разные интервалы, оформляйте фразы ритмически.