Школа / Steve Vai / Развитие слуха, часть I. Пение - это вера
По материалам GuitarWorld
Перевод: Вячеслав Чернов
Я никогда не смогу преувеличить важность того, что музыканту необходимо
развивать свой слух. На самом деле я считаю, что развитие хорошего
"внутреннего слуха" - умения разбирать составные части музыки исключительно
за счет прослушивания - самый важный элемент на пути становления хорошим
музыкантом. Как я говорил ранее, обладание здоровым воображением -
необходимый ингредиент способности творить. Но при отсутствии возможности
воплотить воображаемые звуки в реальном мире творческие устремления
останутся непригодными. Тренировка слуха для понимания и осознания
музыкальных звуков и понятий - это один из наиболее жизненно необходимых
способов укрепления связи между музыкальными идеями в голове и звуками,
воссозданными на инструменте.
Все музыканты тренируют слух постоянно, осознанно или нет. Если,
прослушивая отрывок музыки, музыкант представляет себе, как это сыграть или
пытается играть это, то он использует свой "слух" - понимание и осознание
музыкальных элементов - в качестве руководства. То же самое происходит при
подражании отрывку музыки, при записи на ноты или даже просто при поиске в
музыке вдохновения. Неважно, что играется: слух является навигационным
устройством, ведущим музыкальный корабль. Без хорошего слуха за штурвалом
вы обнаружите, что просто дрейфуете в море и движетесь по воле волн.
Я всегда очаровываюсь, глядя на музыку, записанную на бумагу. Когда я
был в колледже, у меня был класс сольфеджио, подразумевающий обучение пению
с листа. Пение с листа это умение спеть то, что написано на бумаге. Сначала
вы определяете тональность, затем поете записанные звуки, используя
фонетическую структуру "до-ре-ми". До-ре-ми-фа-соль-ля-си-до представляют
мажорную гамму. Существуют другие односложные звуки, представляющие другие
высоты, принадлежащие октаве. Эти курсы сольфеджио были трудными, но с
лихвой окупили все вложенное время. Доскональное изучение и анализ
сольфеджио в пределах этих статей неосуществимы, так что я могу лишь
поощрить вас на самостоятельное изучение.
Я всегда считал, что записывание на ноты является бесценным инструментом
для развития музыкального слуха, и в течение многих лет я провел
бесчисленное количество восхитительных часов, перенося на ноты различную,
гитарную и не совсем, музыку. Наиболее известным примером моих нотных работ
является "The Frank Zappa Guitar Book" (Hal Leonard), для которой я
переносил, помимо прочего, целые Shut Up и Play Yer Guitar серии записей.
Однако многие музыканты не могут снимать звуки - гитарные соло,
ритм-партии, мелодические линии,: - с того, что им нравится. Запись на ноты
- это умение, требующее большой практики и изучения, с которым я всем
рекомендую поэкспериментировать.
Но не пугайтесь: вам нет необходимости читать с листа или наоборот,
записывать на ноты, чтобы практиковать упражнения для тренировки слуха.
Сейчас, если вы сидите с гитарой, существует огромное количество способов
для развития слуха в целях укрепления связи между головой и пальцами. Ниже
я набросал некоторые методы, которыми может воспользоваться гитарист для
развития слуха с применением только лишь гитары.
У нас, как у гитаристов, имеются определенные вещи, используемые
большинством и которые являются простой частью программы: мы учим гаммы,
выполняем упражнения для улучшения физических возможностей, строим аккорды
в различных частях грифа, и т.д. Я полагаю исключительно важным найти и
выделить время, целиком посвятив его развитию слуха.
Один из простейших способов начать тренировку слуха состоит в том, чтобы
петь то, что вы играете. К примеру, вы можете играть гамму до-мажор (C D E
F G A B) в любой позиции - предпочтительнее в наиболее удобной для вас - и
петь каждую ноту гаммы после того, как сыграете, будучи очень точным в
попадании в высоту. Начните с одной ноты: сыграйте ее, спойте, а затем
сделайте это одновременно. Затем переходите к двум нотам. Как только
почувствуете уверенность и комфорт, возьмите кусочек гаммы, скажем, ноты C,
D, E и F, и создайте простенькую мелодию из них, и пойте одновременно, а-ля
джазовый гитарист George Benson. Это легкий способ синхронизировать слух со
звуками, создаваемыми пальцами. Солируете ли вы под аккомпанемент, или
играете в одиночку, продолжайте петь и не позволяйте "уйти с пути" (© by
Kuzmitch *) или втянуться во что-нибудь другое. Идея состоит в бесконечном
импровизировании и пении того, что вы играете, в рамках тональности.
Другое, что хорошо бы сделать, это записать простенький одноаккордовый
аккомпанемент для обыгрывания. Сначала играйте и пойте ноты, просто
входящие в тональность, оставаясь в рамках основной структуры 5-ти, 6-ти
или 7-ми ступенчатой гаммы. Не склоняйтесь в сторону любимых гитарных фраз,
оставьте это на потом, когда разовьете свой слух настолько, что сможете
сыграть абсолютно все из того, что можете сыграть. Это упражнение на
дисциплину: не играйте ничего того, что не можете в совершенстве повторить
голосом. Остаетесь ли вы в пределах одной октавы, или поете на октаву ниже
того, что играете, или используете фальцет для взятия высоких нот - вы
должны уметь воспроизвести голосом все играемые на гитаре ноты.
Если будете работать над этим ежедневно, то обнаружите, что
продвигаетесь дальше и дальше, и процесс станет более легким. Может
произойти такая классная штука: вы начнете слышать музыку в голове более
чисто, это позволит вам формулировать музыкальные идеи - писать музыку - в
голове, без помощи гитары. Когда вы, наконец, возьмете инструмент,
окажется, что вы в состоянии инстинктивно сыграть эти идеи.
Чтобы продвинуться на шаг дальше, попробуйте следующее упражнение:
представьте себе умозрительно гриф и представьте, что играете что-то так,
что вы "слышите" и "видите" ноты, которые играются. Полезным может
оказаться пение нот после того, как вы представите, что играете их. Это
отличное упражнение, которое усилит связь "гриф-голова" и в
действительности улучшит ваш слух за счет усиления подтверждения
"относительности высот" (как отдна нота соотносится с другой по высоте) на
грифе. Вы можете открыть некоторые темные закоулки в умственном
видении/слышании, но если вы проникнетесь, картина вскоре будет становиться
ясней и ясней.
Эта техника не относится к ситуации, когда играется одно, а поется
что-то совершенно другое. Некоторые как, например, Jimi Hendrix, имели
сверхъестественную способность играть очень сложные ритм-партии и
однонотовые риффы и петь в то же время дополнительные партии. Эта техника
требует совершенно иного построения мозгов и является очень сложной для
многих исполнителей. Умение играть одно и петь другое должно быть
отработано как отдельная часть обучения. Если бы я мог играть на гитаре и
одновременно петь, эй, я бы мог сделать карьеру! Увидимся в следующий раз с
более эффективными методами развития слуха.
__________ * см. Martian Love Secrets, Часть II: "Музыкальная медитация"
Часть вторая | Вернуться
 |
|