Гитаристы / Steve Vai / Martian Love Secrets / Часть I: Вы есть это
Материал взят с сайта www.vai.com
Перевод: Вячеслав Чернов
Редакция: Михаил Кузьмин
Уникальность. Индивидуальность. К этим чертам стремятся амбициозные
музыканты. Когда эти качества узнаются среди других, то про такого музыканта
можно сказать, что у него есть общее направление и стиль. У каждого
есть способность быть уникальным, потому что двух абсолютно одинаковых
личностей не существует.
Индивидуальность развивается умом. Первым шагом в этом развитии есть понимание того,
что мы уникальны, и что если она не проглядывается в Вашей форме
искусства (музыке, стиле, или что угодно), то его можно развивать. В этой
серии статей я покажу необычный подход для того, чтобы помочь вам развивать
ваш собственный стиль и самовыражение. Некоторые методы могут показаться
"не от мира сего", но не прекращайте заниматься.
Я не буду заострять ваше внимание на теории музыки, упражнениях для
пальцев, и "горячих фразах". Все это вы можете найти в миллиарде других
источников. Я отнюдь не отношусь ко всему этому неодобрительно, наоборот,
определенные предпосылки всегда полезны. Но уникальность - это не всегда
отражение ваших знаний или того, как быстро вы можете играть. Я думаю, что
индивидуальность определяется по большей части тем, насколько хорошо вы
проявляете свое воображение [творческую фантазию] в соответствии с вашей
собственной совокупностью чувственных и физических, технических и
психических способностей. Звучит как что-то большое и необъятное, но в
действительности все это сводится к "просто игре".
Для получения наибольшей пользы от этих статей важно иметь хороший запас
теоретических знаний и отработанных вещей. В этом нет абсолютной
необходимости, но в любом случае это будет полезно. Хотя эти статьи больше
касаются тренировки ума, нежели пальцев, вам следует хорошо разбираться в
следующем:
ГАММЫ
Все мажорные гаммы и лады и знание того, как они соотносятся между
собой. Пентатоника; мелодический и гармонический минорные лады; целотонная
и уменьшенная гаммы. Вам следует знать эти гаммы во всех позициях на грифе,
а также играть, начиная с нижней E струны до самой высокой возможной ноты.
Запомните звучание этих гамм. Играйте их с мелодическими зарисовками на
основе секунд, терций, кварт, и т.д. (Основные лады, используемые гитаристами
при игре, можно посмотреть здесь).
АККОРДЫ
Знайте, как устроены аккордовые ступени. Знайте, как минимум, пять
способов обыграть мажорные и минорные аккорды, мажорные и минорные
септаккорды, и пр. Знайте, как определить аккорд по входящим в него нотам.
Запомните, как звучат те или иные аккорды.
ТЕОРИЯ И ИМПРОВИЗАЦИЯ
Знайте положение каждой ноты на грифе. Запомните квинтовые круги и
знайте основы теории гармонии. Понимайте основы обыгрывания смены аккордов.
ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО
Понимайте основы музыкального чтения и письма. Умейте прочитать песню,
если даны аккорды и мелодия. Знайте, как читать таблатуру и как читать и
записывать аккордовую табулатуру. Умейте записать мысль в рукописной форме
(другими словами, умейте записать мелодию на ноты). Также вам следует
развивать упражнения, чтобы помочь себе в том, в чем вам не хватает
мастерства [в чем вы "плаваете"] (такие как арпеджио, double-picking,
легато, двуручный теппинг).
Это все - основы. Весь этот материал дан в книгах в таких количествах, что
его хватило бы для потопления линкора, так что я в качестве экономии места
обойдусь без него.
Вы можете найти эту информацию в любом музыкальном магазине или
библиотеке с музыкальным разделом, или спросите своего учителя.
Хотя и доскональное понимание всех этих теоретических основ очень
полезно, в нем нет необходимости, поскольку музыка - это вид искусства. Ни у
кого нет права сказать "Наш звук лучше, чем у них". Все это -
относительно. Однако, если вы стремитесь познать теорию, вот список книг,
которые я нашел полезными, когда был студентом:
- Ted Greene's "Chord Chemistry" (Dale Zdenek, dist. by Columbia Pictures
Pub., 15800 NW 48th Ave, Miami FL 33014).
- All of the Bill Levitt Berklee series books (Berklee Guitar Series,
dist. by G. Schirmer, 886 3rd Ave., New York NY 10022)
- Nicholas Slonimsky's "Thesaurus Of Scales And Melodic Patterns" (dist.
by G. Schirmer, 886 3rd Ave., New York NY 10022)
- "Rhythms 1 & 2" by Gary Chaffe.
- Книжки для скрипки или саксофона для практики в чтении.
- Gardner Reed's "Music Notation" (dist. by Crescendo, 48-50 Melrose St.,
Boston, MA)
Большинство из этих книг есть на amazon.com,
и, конечно, все статьи в журнале "Guitar Player".
Запомните, наш подход будет больше психическим, чувственным и образным,
нежели теоретическим. Наша цель состоит в развитии индивидуальности вашей
игры. И как во всяком обучении, отношение - это самый важный элемент.
Вы когда-нибудь слышали фразу "Я есть это"? Я полагаю, это значит, что
вы являетесь тем, что вы о себе думаете. То, каким образом вы себя ощущаете
[чувcтвуете, воспринимаете, понимаете, осознаете] определяет, каким вы в
конечном счете станете. Проблема в том, что многие из нас не всегда знают,
как мы себя воспринимаем. Эта проблема уходит вглубь психологии, возможно,
выходит за границы нашего понимания, но я уверен, что можно дать самому
себе сознательное сообщение, которое проникнет в ваш ум и стиль жизни. Вот
простой пример: представьте, что вы пытаетесь избавиться от какой-то
вредной привычки. Если вы снова и снова будете объяснять себе ее причины
(даже если вы не вполне в них верите), вы со временем поймете, что вам
действительно неприятна эта привычка, и вы искренне хотите от нее
избавиться. Этот механизм можно отнести к любому явлению. Это вид
самовнушения или самоинициированная прочистка мозгов (простирните грязную
часть, тем не менее).
Я полагаю, что это - закон природы, что каждая личность уникальна со своей
способностью к самовыражению. Как следствие, все мы имеем
возможность быть уникальными в самовыражении в музыке. Многие в
это не верят и находят себя копирующими других и звучащими как кто-то
другой. Они обычно заканчивают тем, что разочаровываются в себе, потому что они не
способны справиться с конкуренцией. Но как можно конкурировать с
индивидуальностью? Единственное, с чем вы конкурируете, так это с самим
собой. Когда вы можете выявить вашу индивидуальность, принять и уважать ее,
вы растете. Первая ложь, с которой нужно покончить - это страх или вера в
то, что вам не хватает уникальности.
Итак, первый урок в этом месяце (помимо запоминания всей теории и того,
что описано раньше) заключется в том, чтобы представить собственную
уникальность и индивидуальность, и это станет все более очевидным день ото
дня. Вы должны в это верить. Размышляйте над этим каждый день, и это станет
частью вашего мышления. Вы будете тем, кем думаете быть. "Я - это".
Но запомните: важно держать свое эго под контролем. Легко увлечься
собственной персоной, и это гарантированный вред вашей душе. Если вы уникальны,
значит и все остальные - тоже. Вы должны ценить и уважать уникальность
других. Думайте об этом каждый день - даже безотносительно к музыке, - и вы
почувствуете, как ваш "мускул уникальности" набирает силу.
Несмотря на то, что "проповедь" этого месяца не включает гитарной игры,
я полагаю, что это самый ценный совет, который я могу дать.
Следующая часть: "Музыкальная медитация" | Вернуться
 |
|