Алан Дзудцов
Да я бы не сказал, что живучесть гитары вторична. Вот попадались мне в руки гитары Paco Castillo/Alcora - звучат необычайно хорошо, и даже рука тянется купить, а как вспоминаешь, что клепает их китайское подразделение Альгамбры, так что-то уже и не хочется. Я, кстати, не в курсе, насколько живучи или не живучи эти самые "алькоры", но китайское производство, пусть и на уровне продвинутых китайцев под руководством белых сагибов и с не совсем китайским ценником (но и не испанским), доверия не вызывает. И, кстати, раздражает, когда испанцы нагло обманывают клиента, рассказывая, что этими "алькорами" заполонила всё СНГовье якобы маленькая мастерская двух отставных столяров с "Альгамбры" Хуана Хулия и Лукаса Джулия (и имена-то у них аккурат кондово испанские для уха китайского или восточноевропейского обывателя). Или чего стоит афёра с брендом Ramirez, когда прославленная мадридская мастерская выпускает меньше сотни гитар в год, с минимальным ценником на инструмент в 10 000 у.е., зато общий тираж брендованных "Рамирезом" гитар исчисляется десятками тысяч и по цене от штуки баксов! А самое смешное, что фабрики Alhambra, Raimundo/Antonio Aparicio, Amalio Burguet, клепающие гитары под брендом "Рамирез", делают точно такие же копии, но под своим именем, в 1,5-3 раза дешевле! Собственно, сама конструкция гитар Рамиреса III давно не ноу-хау, и её освоили все приличные испанские фабрики, вот и Ваша Луначарка пытается её осваивать, но народ просит звучного бренда в массы и готов платить за легенду! Удивляюсь, как ещё немцы не размножили Хаузера почкованием! Но тут, видать, дело в разной степени порядочности наследников великих фамилий: если нынешний Хаузер производит все инструменты лично и не более десятка в год, то Амалия Рамирез продаёт лицензии на использование имени звучных предков сторонним испанским фабрикам направо и налево, а в её руках если что и можно увидеть, то не напильник или стамеску, а карликовую собачку. Следующим этапом падения ждём Ramirez Made in China, а пока этого не случилось, испанцам ещё есть, куда падать.
Как мне кажется, живучесть гитар зависит не только от бренда, но и от ценовой категории инструментов. Так, все испанские бренды делят свою продукцию на три ценовые категории: Estudio (ученические, как правило, с корпусом из ламината эрзац-махагона), Conservatorio/Profesor (студенческие, с корпусом из ламината палисандра) и Concierto/Profesional (цельнодеревянные), причём только последняя категория и относится к настоящим гитарам, а не фанерным макетам разной степени правдоподобности. Вот по тактильным ощущениям от инструментов гитары класса Estudio независимо от производителя сделаны наиболее эфемерно - сверхлёгкие, на простукивание пустые (пружин не хватает?): типа, как раз на два-три года, для учёбы в I-III классе ДМШ, а там пусть разваливаются? Отсюда вопрос: можно ли сказать, что любая испанская гитара класса Estudio априорно одноразовая, и если хочется чего-то более долговечного от гишпанцев, надо рыскать минимум в "консерваторской" линейке?
Про Хопфа читал, что ушлые немчики, владеющие брендом, передали производство на аутсорс испанцам из Francisco Esteve. Брал я в руки Хопфа Тукана за 130 тысяч и особой разницы с Альмансой 457 за 75 тысяч не заметил, окромя того, что на Хопфе сорт эбеновой накладки грифа выше - у Хопфа эбеновая накладка отполирована как клавиши рояля. А вообще столь серьёзные инструменты надо не на коленках в подсобке магазина тестить, а в условиях концертного зала да без микрофонной подзвучки, оценивая проекцию звука в разные участки сцены. Читал впечатления других гитаристов-любителей от дорогих инструментов - схожи с моими: начиная с определённой ценовой категории неподготовленному слуху в маленьком помещении качество инструмента не оценить - эти инструменты уже не для домашнего музицирования, а для концертных площадок. Мой личный порог восприятия - отличаю типовую испанскую полностью массивную фабричку от фанерной.
Касаемо Фюрха зная, что фирма добросовестная и активно использует в своих вестернах массив махагони, пристальнее изучил их каталог на предмет получения информации, настоящий ли, гондурасский, махагон они используют или эрзац. И оказалось, что в старших линейках Millenium 22 и 23-я используется настоящий, гондурасский махагон, а вот в бюджетной 20-ой - эрзац, так называемый африканский махагон (сапеле). А ведь по акустическим свойствам разница между гондурасским махагоном и сапеле не меньше, чем между палисандром и цирикотом. Из гондурасского махагона была сделана ударная установка барабанщика "Битлов", да и сейчас он активно используется в производстве премиальных перкуссий, а сапеле - хорошая декоративная древесина для колониальной мебели.
Попутно кое-что новое выяснил об испанцах. Испанцы - редкие шовинисты и не любят грингоговорящих: на испаноязычных версиях сайтов ведущих гитарных фабрик типа Alhambra раскрыто больше информации о материалах, применяемых в изготовлении инструментов. Так, если на англоязычном сайте Альгамбры всегда пишут безликое mahogany, обозначающее всё, что угодно, то испаноязычная версия чётко указывает на эрзац-махогон sapelli. Так стоит ли удивляться тому, что краснушные испанские классические гитары звучат так безлико, в то время как сделанные из настоящего красного дерева американские, японские или чешские вестерны используются профессионалами? Просто используются разные породы дерева с условно общим названием! В какой-то мере и это мошенничество.
А вообще я - за указание производителем как можно более полной спецификации инструмента. Чтоб указывалось истинное название использованных пород древесины, а не жаргонное типа "махагон", указывался сорт дерева (от А до АААА), срок сушки в естественных условиях, система пружин и т. п.. Хорошо бы, чтоб указывалась и порода древесины, использованной во внутрненних конструкциях, а не только снаружи, а то, как я понял, бывает, что типа целиком массивная снаружи гитара может иметь внутри пружины из фанеры. Покупатель должен понимать, за что он переплачивает, покупая условную Альгамбру 8P вместо более дешёвой 7P, а то безликие описания в духе " при изготовлении данной модели произведён более тщательный отбор материалов и проведены усовершенствования в конструкции" ни о чём не говорит. Помнится, один дотошный гитарист написал электронное письмо в Альгамбру с прямым вопросом, так чем же отличается модель 8P от 7P, если все материалы древесины в гитарах совпдают. Юмористы из Альгамбры ответили, что разница в том, что в изготовлении каждой модели 8P участвует менее 10 человек, а в изготовлении модели 7P принимают участие 10 и более лютьеров.