krock, на тему гитар без катавея, но с подключением, слышал мнение одного гитарного мастера - оно таково:
Скажем, делают 10 акустических гитар одной модели. Из них 7 звучат хорошо, а 3 не очень - вот как раз на последние и запиливают тембр-блоки, делая из них электроакустику, чтобы это хотя бы в подключке звучало. Ну, не выбрасывать же их - всё-таки материал потрачен.
Не сходится гипотеза. Это объяснение имело бы смысл, если б у фирм-производителей были электроакустики и с вырезом, и без него. В массмаркете электроакустика как правило идёт с вырезом, а гитара без подключки - как правило, без выреза. А как проверить, какая гитара живьём будет звучать, а какая нет, до выбора форм-фактора (с вырезом или без)? При этом сам отметил такой факт, что массмаркетовские электроакустики живьём как-то странно звучат, однако если попадается гитара с вырезом без предустановленного темброблока (у меня в подписи как раз такая), то она и живьём звучит достойно - т. е., несмотря на вырез гитара изначально рассчитана на живое звучание. Здесь на форуме уже обсуждался случай, когда на питерском конкурсе мастеровых классических гитар победила семиструнка с вырезом, обогнав всех шестиструнных конкурентов с полным корпусом. Тот конкурс хоть и не считается особо авторитетным (наверное, некорректно сравнивать в рамках одной номинации гитары с вырезом и без, шестиструнки и семиструнки), зато показал, что катавей может отлично звучать живьём, если такая гитара проектировалась для живой игры. Если говорить об испанской гитаре, то исторически гитара с вырезом - это конструкция семейства Рамиресов 1986 г.: модель C86 CWE. Данная модель неизменно присутствует в рамиресовских прайсах, причём в стандартной комплектации идёт без звукоснимателя.
Так что видится мне, что массмаркетовские электроакустики теряют живой звук не на стадии некой отбраковки незвучащих в стенах гитарной фабрики гитар (типа собрали полноразмерную гитару, проверили - не звучит, после чего разобрали, опять собрали, но уже с катавеем, и установили темброблок - бред какой-то лютый), а на стадии проектировки пружин верхней деки.
У меня есть только одна гипотеза, почему массмаркетовские катавеи не звучат живьём. Поскольку массмаркетовские катавеи сплошь электрифицированы, да ещё и дешёвыми системами без возможности подавления обратной связи, то схема пружин изначально подбирается таким образом, чтоб гитара меньше заводилась на сцене от посторонних мониторов и т. п.. А как работает подавитель обратной связи? Он просто отсекает от подачи на усилитель те звуковые частоты, генерируемые инструментом, которые отражаются от мониторов! Плюс на возникновение обратной связи влияет и уровень входящего сигнала. Подозреваю, что у ведущих производителей гитар есть статистика, какой диапазон частот наиболее проблемен в плане наводок, а значит, схема пружин электроакустики может быть проработана с учётом такой статистики плюс в направлении уменьшения собственной громкости такой гитары, чтоб и заводиться было нечему.
Следовательно, при выборе гитары под живой звук надо исходить из того, что если производитель готов предложить данную модель как с темброблоком, так и без него, значит, за живой звук инструмента отвечает - такой инструмент и с врезанным в обечайку темброблоком будет звучать вживую. А если электроакустика образует отдельный модельный ряд, то такой инструмент и в полноразмерном корпусе, без выреза, не зазвучит. Чтобы окончательно проверить данное предположение, надо бы найти и поиграть на полнокорпусной электроакустике - такие бывают, но мне в руки не попадались.
Касаемо же гипотезы Вашего знакомого гитарного мастера о том, что фабрикам надо куда-то сбрасывать дефектные акустики, отвечу, что для этого им вовсе не обязательно дефектную гитару электрифицировать. Возьму для примера испанцев. По материалам и звуку Almansa 403 идентична чуть более дешёвой Almansa 402; Almansa 435 идентична Almansa 434; Almansa 459 идентична 457-ой. Так что, скорее всего, гитары на фабрике изначально создаются как более старшие модели, но если при внутрифабричном тестировании готовой продукции гитара не тянет на 459, 435-ую либо 403 модель, они её автоматически понижают до 457-ой, 434-ой или 402-ой модели. Намёк на это содержится на сайте российского дистрибьютора альманс Травникова. Он там пишет, что младшенькие модели лучше отбирать из нескольких экземпляров на складе, а старшенькие типа хороши и без детального отбора и более подходят для покупки вслепую, по интернету.
Так же происходит и в процессоростроении: если при внутреннем тестировании камень ведёт себя отлично, он идёт в серию Core i, а если инженеры недовольны полученным образцом, то отключают у него часть блоков и маркируют как Pentium или Celeron.