А, похоже, сеньор
vladistone придерживается взглядов "благородному дону не пристало изучать разные глупости, знания - для черных монахов"! Очень похвально для благородного сеньора.
Ну а людям без недостатков благородного происхождения предлагается посмотреть на реальную историческую действительность.
На разных моделях датчики выставляются в разные места не произвольно, а как раз для того, чтобы ловить разные точки струны, чтобы инструмент звучал по-своему.
В линейке фендеров есть джаз басы 50-х и 60-х, которые отличаются не только визуальными особенностями (породы дерева и окраска), но и положением бриджевого датчика, характерным для эпохи.
Гибсоны ЛП и СГ, сделанные из одного и того же дерева, некоторые модели - дерева сопоставимой толщины и массы, на одном и том же заводе, из одних и тех же датчиков и компонентов, звучат по-разному, потому что у них датчики стоят в разных точках.
У ПРС есть три разных точки расположения некового датчика для одной базовой модели гитары.
У Гибсон были модели (Grabber) со сдвижным датчиком, чтобы ловить разный участок струны (видимо, именно это и имелось в виду под словами "
датчики на рельсах")
Нет, датчики не ставили параллельно ладам 70 лет. Наоборот, с первых моделей и по сю пору Esquire/Broadcaster/Telecaster выпускается с наклонным бриджевым датчиком. Если у самых первых Esquire на то была изначальная
технологическая причина, то у Stratocaster такой
технологической причины уже не было. Причина была совершенно другая: это придает им особенность, при которой расширяется диапазон: бриджевый датчик снимает больше мягкого низа и одновременно больше яркого верха. Есть серийные модели, у которых датчики расположены под обратным углом. Там смысл - достичь обратного эффекта: сгладить низы на нижних струнах и прибрать верха на верхних.
Но есть серийные модели, на которых и нековые датчики стоят под углом. Например, Mosrite выпускали такие модели уже в начале 1960-х. Такие гитары были у героя музыки кантри 60-х и 70-х Джо Мэфиса, и именно такой даблнек на фото с ним в Википедии:
https://en.wikipedia.org/wiki/Joe_Maphisхотя были его же модели с одним грифом (на фото гитара приблизительно 1966 года):
Гитару аж с тремя грифами и наклонным нековым Mosrite выпустили еще в 1955:
Mosrite делали гитары и совместно с мировыми звездами рок-н-ролла The Ventures, и модель Mosrite Ventures с наклонным нековым как вышла в 1963, так и производилась с переменным успехом до наших дней. И на фото в Википедии мы видим...
https://ru.wikipedia.org/wiki/The_VenturesЭто техническое решение никуда не девалось, и в 1980-х стали популярны Hamer Californian
https://www.guitar-list.com/hamer/electric-guitars/hamer-californian-seriesХотя наибольший выигрыш в таких случаях получает сингл либо вертикальный либо линейный хамбакер либо рельса, просто потому что у них более узкая апертура, в эпоху суперстратов было модно ставить под углом и хамбакер. Самым известным ставильщиком был, конечно, EVH, но были и серийные модели такого вида. C 1984 Hamer выпускал Phantom GT, который был у Глена Типтона (Judas Priest)
https://www.glenntipton.com/hamer-guitar.asp (на втором фото гитара после замены грифа на кленовую накладку, что было сделано в 1986)
В наше время закос (или омаж, если угодно) под модные в то время суперстраты Hamer c тогдашними закидонами (36 ладов, обязательный флойд, и одиночный наклонный хамб) выпустили Mayones. Шоб понятнее было, на что закос, сделали разметку грифа в стиле старых Hamer.
Но ведь гитаристы все поголовно дураки, верно? Чё на них смотреть
Warwick Streamer P-Nut:
.
Но это же новодел, чо на него смотреть. Peavey USA выпускали простецкий пресижн Fury много лет, и его до последнего времени можно было купить очень дешево для "настоящего винтажного американского преса (ТМ)". Но в действительности первые американские Fury примерно с 1984 выпускались с собственными ферритовыми датчиками Пиви, и выглядели вот так:
А еще раньше, еще до Fury, Peavey выпускали Т-20, которая ориентировочно с 1982 шла с такими же или очень похожими ферритовыми датчиками:
Выступ на верхней части рамки датчика предполагался опорой для большого пальца.
Washburn XS-4 и XS-5, конец 1980-х:
Aria II PRO MAB 20/5, 1980-е
А что касается Jazz, то разница с Р интерпретирована
крайне однобоко. У разных историков электрогитары, которые писали отдельно друг от друга и опрашивали разных участников событий, позиционирование J на рынке описано примерно одинаково, и я пока не вижу причины придумывать новую версию. В представлении тогдашнего времени модель с 2 датчиками была богаче, чем модель с 1 датчиком, поэтому JB сразу был спроектирован для более взыскательных господ. 2 датчика в разнесенных точках давали бОльшую палитру звуков, так что за свои деньги они могли получить больше звуков. На каждый датчик шло по стековой ручке громкости и тембра, вдвое больше, чем на Р. Тембрально датчик J изначально был богаче чем Р, но ловил наводки. Вместе синглы работали в противофазу, что отчасти снимало проблему шумов.
Ну а при осознании конкретных задач приходит понимание, что благородный дон
vladistone относится к той категории господ, которые считают "зачем нужен молоток и две разные отвертки, у меня же есть плоскогубцы. Ими можно и гвоздь забить, и шуруп выкрутить". Примерно так выглядит заявление, что любая музыкальная задача всеми чоткими пацыками решается при помощи одного Р-баса, и нечего себе голову забивать всякой ерундой.