как ни странно, я в джазовый оркестр пришел из металла именно потому, что нихрена не понимал в нем и хотел разобраться. В гуляющем басе, разумеется, ноты не произвольные. Принимай за ключевые ноты сильные доли и акценты, с большой долей вероятности они окажутся опорными нотами трезвучия. Так мозг слушателя примерно понимает, какой аккорд или какую аккордовую функцию исполняет коллектив.
Тогда ноты непосредственно
перед ними с большой долей вероятности окажутся диссонирующими нотами, которые в эти опорные ноты хотят разрешиться, - либо же нотами, важными для функции текущего аккорда. К ппримеру, это будет септима или же секунда, каждая из которых стремится прийти в наиболее сильный устой - в тонику (аккорда). Или же квинта, потому что она хотя и не диссонирует, но тоже очень сильно стремится в тонику (прикинь, как играют бас в большинстве жанров - тоника да квинта, и этого достаточно для опоры).
В принципе, можно сказать, что в целом движение баса будет такое, когда по сильным или акцнтированным долям будут опорные ступени данных аккордов, а пространство между ними будет заполнено так, чтобы более-менее гладко и логично связать их между собой.
Еще полезно понимать, что для джаза типичны такие обороты, при которых из двух соседних аккордов разной функции первый будет как будто доминантой второго, а второй - субдоминантой первого. Например: типичнейший для джаза оборот ii-V-I, где 2 ступень относится к 5 так же, как 5 относится к 1. И эту цепочку можно продлить, например, I-iii-vi-ii-V-I, где 3 ступень это, по сути, равноценная замена тоники, а вот дальше 3 ступень относится к 6 как 6 к 2, а 6 относится к 2 как 2 к 5, а 2 к 5 как 5 к тонике.
Ну и дальше у коллектива начинается свистопляска: замены аккордов на другие аккорды той же функции (по терциям, по тритонам, замена аккорда на кварту от этого же аккорда, замена на одноименный минор или мажор, - тысячи их! (с) ) , НО при этом в басу все равно останутся характерные признаки функции. Если фукция доминанты, значит, будут 2,5 и 7 ступени от следующего аккорда, и т.д.
Чтобы тяготение к сильной доле было сильнее, местами можно обострять диссонансы, например: заменить интервал в большую секунду от устоя на интервал в малую секунду. Он звучит более конфликтно, и его сильнее тянет разрешиться в устой. Но это не везде возможно, то есть такие альтерации не произвольные, не от балды.
Особенно в басу, потому что зачастую только он один дает слушателю какую-то надежную опору, чтобы понимать, в какой аккордовой функции сейчас находится музыка.
... и добавил:вот я для примера взял самый-пресамый стандартный джазовый стандарт. Это "Осенние листья".
Красным я отметил функции, маленькие это минор, большие-мажор.
Х это доминантовая функция
аккорд ii- это полууменьшенный (вторая ступень в миноре), у него понижена квинта.
через / я обозначил аккорд, в котором что-то меняется в гармонии. Так, в 6 такте у нас внезапный фа мажор, который "как бы" дает отклонение в родственную тональность Bb. Можно с этим спорить, но так я его воспринимаю. Поэтому F7 это одновременно VII (для Gm) и он же Vx (для Bb). Равным образом у нас в 9 такте Am7 (-5) который одновременно vii (для Bb), и он же возвращает нас в основную тональность Gb через типичный джазовый оборот ii- Vx- i.
b/X я обозначил движение по полутонам вниз, причем тут прикол в том, что по общепринятой джазовой практике аккорд, который находится на полутон выше следующего за ним аккорда, может фунционально заменять доминанту следующего аккорда, при этом получается, что доминанта второго находится на расстоянии ровно тритона от первого. В данном случае: Gm7 -F#7 -Fm7 -E7 -Eb maj7 функционально то же самое, что было бы Gm7- C#7- F#7 - Bb7 - Eb maj7, когда каждый предыдущий аккорд играет роль доминанты (Х) каждого последующего, и получилось бы движение в аккурат по кварто-квинтовому кругу. Здесь бас просто фигачит нисходящий хроматизм, чтобы этим подчеркнуть тутти коллектива, и наверняка в реале играет с динамическими акцентами. Но это место можно было бы сыграть и с заменой на доминанты, было бы тоже норм.
Бирюзовыми кружками я обозначил все ноты, которые составляют опорные ноты данного аккорда. Чаще всего это ноты трезвучия аккорда, но мы же в джазе, тут все на септаккордах, - поэтому иногда кроме трезвучия и септима (3, 7 и предпоследний такты).
Желтыми дугами я показал тяготения в опорные ноты, которые чаще всего приходятся на сильные доли. Здесь вообще все четвертями, поэтому это чаще всего 1 и 3 четверть. Обрати внимание, что иногда сразу две ноты аккорда одновременно тяготеют в устой следующего аккорда (две дуги) - это усиливает эффект движения по разрешению неустоя в устой
Вот, в принципе, хороший пример того, что ноты в джазе в целом не произвольно взятые. В данном случае в каждом такте максимум одна нота не входит в опорные ноты аккорда. Конечно, бывает в разы сложнее, но это демонстриррует подход.
При этом я реально брал совершенно произвольный стандарт из интернета, вообще буквально второй попавшийся в гугле
... и добавил:чонить понятно объяснил?