Автор Тема: Басист басисту - друг, товарищ и брат  (Прочитано 795594 раз)

0 Пользователей и 4 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн detuned

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 5355
  • Репутация: +1918/-78
Re: Басист басисту - друг, товарищ и брат
« Ответ #22815 : Марта 03, 2024, 16:05:51 »
Имею предупредить коллег по цеху: Markbass теперь делают струны, выложили видео, где мотают их в Италии, но знакомый мастер говорит, якобы в реальности их делают в Китае.
Как бы то ни было, я отслушивал сэмплы и выбрал Markbass Longevo с полимерным покрытием типа Elixir или DR Neon. Так вот нижняя ми уже из коробки мертвая, сильно отличается по звуку и по яркости от остальных трех струн.
И, хотя я купил их по скидке и сильно дешевле, - не рекомендую
https://www.muztorg.ru/produ%D1%81t/A170137

Оффлайн S-GRAY

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3676
  • Репутация: +337/-3
Re: Басист басисту - друг, товарищ и брат
« Ответ #22816 : Марта 03, 2024, 21:36:43 »
detuned, не, я от них только комбики присматриваю)) но до банка еще не дошел... боюсь, пристрелят меня там  ;D

Оффлайн detuned

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 5355
  • Репутация: +1918/-78
Re: Басист басисту - друг, товарищ и брат
« Ответ #22817 : Марта 06, 2024, 09:14:19 »
ну, парни... смотрите, чего я сегодня перепробовал - переиграл :)

 





на американском форуме написали, что это не махагон, а коа, и что это 1979-1980 гг. Еще круче)
Цена хорошая, да деньги все потратил. Просят 200, сейчас за серийный джексон столько просят

Оффлайн Тимон

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: +218/-5
  • Мохнатый
    • DIYFactory
Re: Басист басисту - друг, товарищ и брат
« Ответ #22818 : Марта 07, 2024, 15:21:33 »
Господа, кто играет джаз? Объясните неучу, выросшему на примитивном хеви-метале, в чем прикол играть джаз? Пока джазовые басовые линии воспринимаются мной как произвольный набор нот из гаммы с периодическим отступлениями от нее в сторону мерзко звучащих диссонансов. Что я делаю не так? Примеры песенок у меня неподходящие? Или надо чему-то подучиться, чтоб понравилось?

Оффлайн S-GRAY

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3676
  • Репутация: +337/-3
Re: Басист басисту - друг, товарищ и брат
« Ответ #22819 : Марта 07, 2024, 16:45:15 »
Ты какой-то не тот металл слушаешь, видимо. В современном металле много общего с джазом и даже с классикой. А уж диссонансы - сплошь и рядом.

Оффлайн detuned

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 5355
  • Репутация: +1918/-78
Re: Басист басисту - друг, товарищ и брат
« Ответ #22820 : Марта 07, 2024, 17:25:50 »
как ни странно, я в джазовый оркестр пришел из металла именно потому, что нихрена не понимал в нем и хотел разобраться. В гуляющем басе, разумеется, ноты не произвольные. Принимай за ключевые ноты сильные доли и акценты, с большой долей вероятности они окажутся опорными нотами трезвучия. Так мозг слушателя примерно понимает, какой аккорд или какую аккордовую функцию исполняет коллектив.
Тогда ноты непосредственно перед ними с большой долей вероятности окажутся диссонирующими нотами, которые в эти опорные ноты хотят разрешиться, - либо же нотами, важными для функции текущего аккорда. К ппримеру, это будет септима или же секунда, каждая из которых стремится прийти в наиболее сильный устой - в тонику (аккорда). Или же квинта, потому что она хотя и не диссонирует, но тоже очень сильно стремится в тонику (прикинь, как играют бас в большинстве жанров - тоника да квинта, и этого достаточно для опоры).

В принципе, можно сказать, что в целом движение баса будет такое, когда по сильным или акцнтированным долям будут опорные ступени данных аккордов, а пространство между ними будет заполнено так, чтобы более-менее гладко и логично связать их между собой.

Еще полезно понимать, что для джаза типичны такие обороты, при которых из двух соседних аккордов разной функции первый будет как будто доминантой второго, а второй - субдоминантой первого. Например: типичнейший для джаза оборот ii-V-I, где 2 ступень относится к 5 так же, как 5 относится к 1. И эту цепочку можно продлить, например,  I-iii-vi-ii-V-I, где 3 ступень это, по сути, равноценная замена тоники, а вот дальше 3 ступень относится к 6 как 6 к 2, а 6 относится к 2 как 2 к 5, а 2 к 5 как 5 к тонике.
Ну и дальше у коллектива начинается свистопляска: замены аккордов на другие аккорды той же функции (по терциям, по тритонам, замена аккорда на кварту от этого же аккорда, замена на одноименный минор или мажор, - тысячи их! (с) ) , НО при этом в басу все равно останутся характерные признаки функции. Если фукция доминанты, значит, будут 2,5 и 7 ступени от следующего аккорда, и т.д.

Чтобы тяготение к сильной доле было сильнее, местами можно обострять диссонансы, например: заменить интервал в большую секунду от устоя на интервал в малую секунду. Он звучит более конфликтно, и его сильнее тянет разрешиться в устой. Но это не везде возможно, то есть такие альтерации не произвольные, не от балды. Особенно в басу, потому что зачастую только он один дает слушателю какую-то надежную опору, чтобы понимать, в какой аккордовой функции сейчас находится музыка.

... и добавил:

вот я для примера взял самый-пресамый стандартный джазовый стандарт. Это "Осенние листья".




Красным я отметил функции, маленькие это минор, большие-мажор.
Х это доминантовая функция
аккорд ii- это полууменьшенный (вторая ступень в миноре), у него понижена квинта.

через /  я обозначил аккорд, в котором что-то меняется в гармонии.  Так, в 6 такте у нас внезапный фа мажор, который "как бы" дает отклонение в родственную тональность Bb. Можно с этим спорить, но так я его воспринимаю. Поэтому F7 это одновременно VII (для Gm) и он же Vx (для Bb). Равным образом у нас в 9 такте Am7 (-5) который одновременно vii (для Bb), и он же возвращает нас в основную тональность Gb через типичный джазовый оборот ii- Vx- i.

b/X я обозначил движение по полутонам вниз, причем тут прикол в том, что по общепринятой джазовой практике аккорд, который находится на полутон выше следующего за ним аккорда, может фунционально заменять доминанту следующего аккорда, при этом получается, что доминанта второго находится на расстоянии ровно тритона от первого. В данном случае: Gm7 -F#7 -Fm7 -E7 -Eb maj7 функционально то же самое, что было бы Gm7- C#7- F#7 - Bb7 - Eb maj7, когда каждый предыдущий аккорд играет роль доминанты (Х) каждого последующего, и получилось бы движение в аккурат по кварто-квинтовому кругу. Здесь бас просто фигачит нисходящий хроматизм, чтобы этим подчеркнуть тутти коллектива, и наверняка в реале играет с динамическими акцентами. Но это место можно было бы сыграть и с заменой на доминанты, было бы тоже норм.

Бирюзовыми кружками я обозначил все ноты, которые составляют опорные ноты данного аккорда. Чаще всего это ноты трезвучия аккорда, но мы же в джазе, тут все на септаккордах, - поэтому иногда кроме трезвучия и септима (3, 7 и предпоследний такты).

Желтыми дугами я показал тяготения в опорные ноты, которые чаще всего приходятся на сильные доли. Здесь вообще все четвертями, поэтому это чаще всего 1 и 3 четверть. Обрати внимание, что иногда сразу две ноты аккорда одновременно тяготеют в устой следующего аккорда (две дуги) - это усиливает эффект движения по разрешению неустоя в устой

 Вот, в принципе, хороший пример того, что ноты в джазе в целом не произвольно взятые. В данном случае в каждом такте максимум одна нота не входит в опорные ноты аккорда. Конечно, бывает в разы сложнее, но это демонстриррует подход.
При этом я реально брал совершенно произвольный стандарт из интернета, вообще буквально второй попавшийся в гугле

... и добавил:

чонить понятно объяснил? 
« Последнее редактирование: Марта 07, 2024, 19:48:33 от detuned »

Оффлайн S-GRAY

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3676
  • Репутация: +337/-3
Re: Басист басисту - друг, товарищ и брат
« Ответ #22821 : Марта 07, 2024, 20:32:02 »
Как-то так)

Оффлайн detuned

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 5355
  • Репутация: +1918/-78
Re: Басист басисту - друг, товарищ и брат
« Ответ #22822 : Марта 08, 2024, 06:48:11 »
 :D :D :D

Сорян, как уж получилось. Наверное, на более конкретные вопросы смог бы (и смогу) дать более простые ответы.

Оффлайн Тимон

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: +218/-5
  • Мохнатый
    • DIYFactory
Re: Басист басисту - друг, товарищ и брат
« Ответ #22823 : Марта 08, 2024, 11:35:14 »
чонить понятно объяснил? 
На самом деле всё в общих чертах понятно, спасибо. Я примерно так и предполагал, нужно нарабатывать теоретическую базу. Тогда ключевой вопрос, когда ты все это играешь, ты запоминаешь басовые ходы через обыгрываемые аккорды? Типа тут восходящее/нисходящее арпеджио такого-то аккорда с тем или иным нюансом?

Ну и второй вопрос, с какого момента такое начинает нравиться? Для меня сейчас это воспринимается как прикольная гаммообразная разминка с интересными сменами позиций для рук, музыкальная компонента мне вообще не интересна, разрешения меня не цепляют, волнообразное движение по нотам аккордов не увлекает. Заучил полсотни нот части песенки, сдал, забыл. Плебей, чо сказать  :hmmm: :7: :pozor:

... и добавил:

Ты какой-то не тот металл слушаешь, видимо. В современном металле много общего с джазом и даже с классикой. А уж диссонансы - сплошь и рядом.
Ну я конкретно указал жанр. Хеви-метал. Который и сейчас остался в 80-х.

Вообще слушаю на самом деле разное, но игруны гамм на долго не задерживаются в плейлисте, если кроме игр гамм у них нет другой идеи и нет напевности. Вообще с возрастом я стал в основном тяготеть к музыке, мелодию которой можно спеть. Остальное можно послушать, поцокать языком и забыть. Жанр при этом не особо важен.
« Последнее редактирование: Марта 08, 2024, 11:47:50 от Тимон »

Оффлайн detuned

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 5355
  • Репутация: +1918/-78
Re: Басист басисту - друг, товарищ и брат
« Ответ #22824 : Марта 08, 2024, 13:20:31 »
Тогда ключевой вопрос, когда ты все это играешь, ты запоминаешь басовые ходы через обыгрываемые аккорды? Типа тут восходящее/нисходящее арпеджио такого-то аккорда с тем или иным нюансом?

Это очень хороший вопрос, прямо в точку. Дело в том,  всегда была проблема с памятью.  У меня вылетают из головы партии, ходы, последовательности. К сожалению, это касается далеко не только музыки. В музыке же чаще всего ходы, риффы, рефрены запоминаются лучше всего, а вот все то, что ими не является, - хуже. Вот это вылетает из головы в первую очередь

Я больше ориентируюсь на функции аккордов, чем на сами аккорды. Аккорд я тоже могу забыть :pozor:, но я могу быстро соориентироваться, где именно мы находимся и куда именно движемся. Я к этому отношусь так: т.н. "гуляющий бас" - это не про полную вольность, а про то, куда именно и в какой точно момент мы должны "пригулять". Опорные ноты - это самое ключевое. Промежутки можно заполнять от себя.
Допустим, если в пьесе одно и то же играется поверх разных аккордов, скажем, первый раз  чонить типа C 6/9| Dm9 | G7-9 | C || , а в другом месте в принципе то же самое, но уже C+7 C7| F7 E7| A(m)7/4 Dm7 Db7| C+7|| (или любой другой подходящий сюда набор, это уже как аранжировщику в голову взбредет), то тут шансы потеряться резко возрастают  ;D  Тогда смело обыгрывай так, чтобы слушатель слышал опорные ноты функций: вот у нас тоника, вот преддоминанта, вот доминанта, и т.п. Чтобы это не звучало совсем уж по-пионерски, то я заполняю пространство между ними, опираясь на некоторые закономерности, свои собственные шаблоны, или просто идеи какие-то.



Ну и второй вопрос, с какого момента такое начинает нравиться? Для меня сейчас это воспринимается как прикольная гаммообразная разминка с интересными сменами позиций для рук, музыкальная компонента мне вообще не интересна, разрешения меня не цепляют, волнообразное движение по нотам аккордов не увлекает. Заучил полсотни нот части песенки, сдал, забыл.
мне нравится далеко не весь джаз. Я люблю джаз до 60-х примерно. Бибоп и все более современное, техническое, математическое и вольное заставляют меня потеряться.  Я перестаю понимать, что происходит, и мне это ощущение не нравится.
Не совсем уверен, что правильно понял, что такое "волнообразное движение по нотам", если ты про гуляющий бас, то это традиционная основа джазового баса. Ты вполне можешь придумать свою, это будет твоя фишка.
« Последнее редактирование: Марта 08, 2024, 13:38:51 от detuned »

Оффлайн Тимон

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: +218/-5
  • Мохнатый
    • DIYFactory
Re: Басист басисту - друг, товарищ и брат
« Ответ #22825 : Марта 08, 2024, 14:20:44 »
Корт безголовика выпустил

https://www.cortguitars.com/product/item.php?ca_id=103020&it_id=1707895430&page=1


https://www.youtube.com/watch?v=qGF_IdE82jE

... и добавил:

detuned, спасибо, что поделился своим опытом про джаз, очень интересно.
« Последнее редактирование: Марта 08, 2024, 14:28:34 от Тимон »

Оффлайн NegNet

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1054
  • Репутация: +208/-1
Re: Басист басисту - друг, товарищ и брат
« Ответ #22826 : Марта 08, 2024, 14:47:53 »
Корт безголовика выпустил

https://www.cortguitars.com/product/item.php?ca_id=103020&it_id=1707895430&page=1


https://www.youtube.com/watch?v=qGF_IdE82jE

... и добавил:

detuned, спасибо, что поделился своим опытом про джаз, очень интересно.

https://m.youtube.com/watch?v=0JIFeCI55rc Тут обзор от деда поинтересне. :crazy: А вообще зря они вырез под тюнерами оставили, надо было просто фрезернуть канаву.  :crazy:
« Последнее редактирование: Марта 08, 2024, 14:53:04 от NegNet »

Оффлайн S-GRAY

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3676
  • Репутация: +337/-3
Re: Басист басисту - друг, товарищ и брат
« Ответ #22827 : Марта 08, 2024, 16:28:30 »
Сейчас Strandberg Boden набирает популярность. Басы, гитары, прямые лады, косые.... у многих мастеров появляются модели-копии

Оффлайн Тимон

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3503
  • Репутация: +218/-5
  • Мохнатый
    • DIYFactory
Re: Басист басисту - друг, товарищ и брат
« Ответ #22828 : Марта 08, 2024, 16:38:12 »
Сейчас Strandberg Boden набирает популярность. Басы, гитары, прямые лады, косые.... у многих мастеров появляются модели-копии
Ну они симпатичные. Но ценник лютый. И шестерок нет :)

Корт стоит 700 и вроде за эти деньги конкурентов не видно. Еще б электроника была поприличнее. Но мне ибанезы заочно милее.

... и добавил:

Тут обзор от деда поинтересне. :crazy
Так-то звучит весьма неплохо, несмотря на мк-1.


https://www.youtube.com/watch?v=o-gimn5st_Y

... и добавил:

Послушал рассуждения Адама на тему джаза, мне было небезынтересно в контексте состоявшегося разговора


https://www.youtube.com/watch?v=68zOvCLwcL8
« Последнее редактирование: Марта 08, 2024, 18:08:35 от Тимон »

Оффлайн S-GRAY

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3676
  • Репутация: +337/-3
Re: Басист басисту - друг, товарищ и брат
« Ответ #22829 : Марта 09, 2024, 02:53:34 »
Ну они симпатичные. Но ценник лютый. И шестерок нет :)
так не обязательно оригинал брать. Фурнитуру делают на заказ, бриджи раздельные, можно даже мензуры выбрать, топ, электронику… полный кастом за, примерно, 150к. Базовый америкос стоит 2500 почти. На фишманах. Ориджинал на нортсландах уже более 3к зелени. У нас они будут стоить как пароход! 😁