Здравствуйте, коллеги! Пока я эксперементирую с лаком, попутно собирая информацию. Попалось объявление на Авито о продаже янтарного лака от автора рецептуры. В объявлении следующая статья. Меня, в частности, заинтересовало использование аэросила для заполнения микротрещин дерева. Возможно текст будет вам интересен.
Качественный скрипичный лак, подойдет для всех типов смычково-струнных музыкальных инструментов, но при желании и необходимости можно покрыть им гитару или гусли. Занимаюсь изучением масляных лаков 10 лет, за это время выявил наилучший вариант для скрипичного лака. Мой лак отличается высокой прочностью и эластичностью, дает красивый блеск и фактуру древесины после отверждения, скорость застывания не уступает другим янтарным лакам, увеличивается при воздействии УФ лампы. Льняное масло было трансформировано в твердую соль - линолеат кальция в ходе кипячения масла с известью, янтарная кислота выпарена из янтарной канифоли.
Общие правила работы. Сухой аэросил (белая пудра диоксида кремния) втираете влажной тряпочкой в дерево чтобы закупорить все щели и дырочки. берете другую влажную тряпочку и убираете излишек аэросила с поверхности дерева. Затем когда влага испарится, покрываете тонким слоем грунта. Если древесина сильно поглощает масло, можно покрыть вторым тонким слоем грунта. Ждем 1-2 суток, чтобы грунт хорошо застыл. Застывший грунт может стать белым. В этом нет ничего страшного - после нанесения первого слоя лака прозрачность вернется. Наносим лак с пигментами, замешанными в нем, если нужно придать инструменту оттенок, цвет. Наносим лак тремя тонкими слоями с интервалом около 2-4 часов, можно меньше, ориентируйтесь на отлип. Через 1-2 суток после этого можно покрыть 1 слоем шеллачного лака - это увеличить прочность всего лакового покрытия и усилит блеск, если очень хорошо и мелко отшкурить.
Каким способом наносить? Кисточкой, тампоном, тряпочкой или аэрографом. Чем можно разбавить, если густой? В аэрограф наливают очень жидкий. Разбавить рекомендую эфирным маслом мяты полевой, потому что она медленно улетучивается за счет присутствия в ней ментола, благодаря чему вы успеете отмыть аэрограф прежде чем в нем застынет лак и даже не придется поторапливаться. Это эфирное масло я продаю здесь в отдельном объявлении.
При реставрации музыкальных инструментов наносить на не полностью снятый лак можно, если он хорошо держится. Бензиловый спирт в составе моего лака хорошо обезжиривает старый лак и растворяет его поверхность, обеспечивая хорошую склейку между старым и новым лаком.
Через 3 минут после нанесения лак всё еще хорошо размазывается, доставляя достаточно времени для работы, т.к. лак не схватывается чересчур быстро. Для этого начальная фаза полимеризации лака увеличена, однако спустя несколько часов отверждение лака ускоряется. Рекомендуется использовать УФ-лампу или медно-кальциевый сиккатив, если нужно ускорить отверждение лака сразу после лакировки.
Окрашенный инструмент можно ставить без подсушивания на воздухе под УФ наклонно - лак не течет.
Лак дает глянцевую поверхность после нанесения 3-5 слоями, шлифуется хорошо, шлифовка повышает качество блеска.
Сушка между тонкими слоями:
40-60 мин между 1 и 2 слоем
60 - 120 мин. между 2 и 3 слоем
Далее рекомендуется 5-6 часов или 1 сут. сушить между последующими слоями.
После третьего слоя лак дает слабый отлип при сильном нажатии уже на следующий день, а еще через день он не липнет к рукам. Через 5-10 дней после нанесения лак уже не сковыривается. УФ-лампа ускоряет этот процесс.
у меня не было случаев замутнения и пятнения лака от средств полировки.
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В НАЛИЧИИ:
1.спиртовой шеллачный лак без запаха - 350р за 100 мл. Он хорошо взаимодействует с моим янтарным лаком.
2. Пигменты золотисто-оранжевого, золотисто-коричневого оттенков полученные из кожуры граната, цветков золотой розги и корня марены красильной, осажденные на гидрат глинозема и высушенные, измельченные. Пишите.
3. прозрачный грунт специально для музыкальных инструментов 250 мл - 1500р.
4. аэросил сухой для втирания в поры древесины для последующего покрытия тонким слоем лака или масла.
Состав лака:
1. Плавленый янтарь, соединенный с олифой
2. Сиккативы, образованные в ходе кипячения масла
3 Эфирные масла
4.Олифа льняная (330C)
Янтарный лак и спирты.
Данный янтарный лак можно смешивать со спиртовыми лаками, в т.ч. с шеллачным лаком. Также можно наносить шеллачный лак поверх него, при этом шеллачный лак хорошо садится на мой янтарный лак.
В первые дни после нанесения лака его можно растворить спиртами. Продолжительный контакт затвердевшей лаковой пленки со спиртом может привести к ослаблению блеска. Инструменты, окрашенные янтарным лаком, лучше не протирать спиртами.
Что такое "янтарная канифоль"? Ответ:
Химической переработке подвергается лаковый янтарь, который по размерам и цвету не может быть отнесен к поделочному и прессованному янтарю, а также все кусочки янтаря меньше 8 мм.
Химическую переработку янтаря производят методом сухой перегонки. Для этою лаковый янтарь и отходы из других производств плавятся без доступа воздуха в специальных плавильных котлах с газоуловителями при температуре 340-360° С. В процессе плавления высокомолекулярные соединения, входящие в состав янтаря, разлагаются и образуются более простые вещества. Если прекратить нагревание в то время, когда янтарь начал плавиться, можно получить легкоплавкую и легкорастворимую канифоль, выход которой составляет 60-65%. Янтарная кислота и янтарное масло, возгоняющиеся в процессе плавления, конденсируются в газоуловителях в виде темно-бурой массы. Впоследствии эта масса (15- 20% янтарного масла и 2% янтарной кислоты) извлекается из газоуловителей и растворяется в горячей воде; при этом янтарная кислота уходит в раствор,
а масло всплывает. Янтарную кислоту кристаллизуют и очищают от примесей масла выпариванием. Оставшаяся после возгонки летучих компонентов масса темно-коричневого цвета является полуфабрикатом для получения высококачественного янтарного лака и различных эмалей.
Янтарная канифоль применяется для изготовления всевозможных лаков н эмалей. Они очень стойки к воздействию внешней среды и имеют сильный блеск. Лаком покрывают днища кораблей, внутреннюю поверхность жестяных консервных банок, полы, мебель, музыкальные инструменты, шерсть. Мебель, покрытая янтарным лаком, долго сохраняет блеск и свежесть полировки. Янтарный лак наносили на свои изделия знаменитые скрипичные мастера XVI-XVIII вв.