Автор Тема: Новое слово в гитаростроении  (Прочитано 21534 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Jhav

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3526
  • Репутация: +417/-5
  • I'm not Able, I'm just Cain
Re: Новое слово в гитаростроении
« Ответ #120 : Сентября 20, 2015, 05:32:48 »
Ок, оставим натуральный строй в покое.

У меня вопросы по 2 слайду, где отклонения от строя в центах. Это экспериментальные или расчетные данные? Каким образом получилось, что отклонение изменяется в сторону понижения частоты?

Оффлайн sga Автор темы

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 165
  • Репутация: +28/-1
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Новое слово в гитаростроении
« Ответ #121 : Сентября 20, 2015, 09:43:59 »
 Это расчётные данные. В реальности, из за неточностей установки ладов, кривые не такие гладкие, как бы "скачут". 0.3 мм неточности на высоких ладах для 1-струны дают более 2 цента отклонения от расчётного, на низких ладах 6-й струны - около 1 цента.

 В сторону понижения, потому что корректирующий верхний порожек, как бы вылазия за линию верхнего торца накладки (на величину "Коррекция ВП") уменьшает координаты ладов от ВП, тем самым удлиняя, относительно открытой струны, рабочие участки остальных нот. При этом вся исходная кривая (которая без коррекции ВП) понижается, в низкой части сильнее. Затем, я подстраиваю нижний порожек (мензуры) так чтобы кривая прижалась к нулевой оси. Повторяю итерации до наилучшего прижатия кривых, и так чтобы они сходились в одной точке на оси. В данном случае, они сходятся на 9-м ладу. Это значит что мензуры, с таким ВП, надо настраивать на 9-м ладу.
 А то что на самых первых ладах ноты 5-6 струны чуток низят - это даже звучит лучше (из за негармоничности обертонов).

 Если очень хочется чтоб не было завала и на первых ладах - нужно всего-лишь подкорректировать на увеличение координаты первых 5 ладов по 6-й струне. Тоесть лады остаются прямыми, но с небольшим завалом верхней части в сторону НП.

 Вот, в этой таблице координат ладов, для того расчёта, что во втором скрине предыдущего моего поста - был стандартный расклад для базовой мензуры 648 (левый и правый столбцы были идентичны - это значит все лады строго перпендикулярны оси грифа).

 Тут я подправил всего-лишь 5 точек ладов по 6-й струне (обведены рамкой), остальные 4 точки автоматически выстраиваются по прямой от 1-й до 6-й струны (лад получается прямой, но слегка наклонённый), и ещё чуток поигравшись с цифирьками коорекция ВП и подрезка НП, получилось практически полное прижатие всех кривых к нулю:



 Вобщем, вот это и есть то что просил Алексей Е - как сделать типичную электрогитару идеально строящей. Как видим, при небольшом прогибе можно совсем обойтись без кривых ладов. Лишь 4 лада слегка наклонены, остальные - по стандартному раскладу. Верхний порожек надо делать по цифрам на картинке - они означают насколько точка отрыва струны от ВП должна быть смещена вниз (в сторону НП), от исходного верхнего торца накладки (от которого отсчитываются координаты ладов) . Торец накладки надо укоротить на 2 мм. (уменьшить на 2 мм все цифры что в таблице - координаты ладов, а так же мензуры на НП), а обычный порожек просто подрезать  на 2 минус указанная_коррекция (получается 0.23, 0.75, 1.23, 1.08, 0.78, 0.57 для 6-1 струн соответственно)
Конечно, такая точность не обязательна - это как бы точки "математического ожидания". Если отклонения будут в пределах 0.1 мм - будет и отличная стройность. Конечно при максимальной приближённости к вот этим высотам струн над ладами:
   
« Последнее редактирование: Сентября 20, 2015, 12:17:20 от sga »

Оффлайн kfmut

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1182
  • Репутация: +64/-1
  • человек человеку - друг, а зомби зомби - зомби!!!
Re: Новое слово в гитаростроении
« Ответ #122 : Сентября 20, 2015, 15:35:11 »
судя по представленным слайдам, на которых в лидерах по нестрою 6,5,2 струны, то сет струн с увеличивающимся натяжением(progressive tension) в значительной степени нивелирует проблему, например, сет 9-11-16-24-32-42 махнуть на "дадариво" 9-12-16-24-32-44 ( http://www.jemsite.com/forums/f21/string-tension-charts-73846.html )

ну и высоту струн над ладами на басовой стороне можно чуть увеличить ;D
« Последнее редактирование: Сентября 20, 2015, 16:46:09 от kfmut »

Оффлайн sga Автор темы

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 165
  • Репутация: +28/-1
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Новое слово в гитаростроении
« Ответ #123 : Сентября 20, 2015, 18:43:15 »
 Увеличение толщины струн всегда уменьшает нестрой. Но толстые струны не всегда и не всем приемлемы (и звучат по-другому, и с вибрато/бэндами хуже, и грифы ведёт).

 А высота струн всегда увеличивает нестрой (даже если тчательно подогнать мензуру).

Ну и для полного комплекта факторов: понижение строя (ослабление струн) увеличивает нестрой.

Есть ещё фактор: из обвитых струн более стройны те у кого отношение наружной толщины к толщине керна больше (т.е. керн тоньше)

Ну и ещё: чем меньше коэффициент продольной упругости (модуль Юнга) , тем меньше нестрой. У нейлоновых струн и он примерно в 100 раз меньше стали, соответственно нестрой от прогиба и прочих погрешностей ничтожный.

Оффлайн Андрей Бронников

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 281
  • Репутация: +8/-2
  • http://brand-v.ucoz.ru/
Re: Новое слово в гитаростроении
« Ответ #124 : Сентября 20, 2015, 19:34:03 »
Всё верно. Вы игонорируете мой пост о негармоничности обертонов вследствие высокого сопротивления струн изгибу, но в конечном счёте, перечисляя факторы улучшающие строй, один в один пересказываете факторы, снижающие негармоничность. Святая правда так же, что у нейлоновых струн, особенно сильного натяжения, негармоничность практически нулевая, или пренебрежительно малая, кому как нравится, что является их важнейшим преимуществом перед металлическими. Вот с такими струнами математика сработает.

Оффлайн sga Автор темы

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 165
  • Репутация: +28/-1
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Новое слово в гитаростроении
« Ответ #125 : Сентября 20, 2015, 20:24:13 »
 Ничего я не игнорирую. Всё читаю. Просто если согласен, и нет ко мне вопросов, то и не встреваю.

 Факторы негармоничности обертонов один в один соответствуют факторам нестроя (чувствительности к удлинению) потому что поперечная упругость (ответственная за негармоничность) и продольная (ответственная за нестрой) - имеют одну и ту же природу, хотя имеют разное численное значение и физическую размерность. У изотропных материалов они строго прямо пропорциональны.

 Насчёт срабатывания математики: ты хочешь сказать (мы ж вроде давно уже были на ты?) она у меня не работает? Я, года 2 назад (если не 3), давал тебе свои формулки расчёта мензур (правда щас они малость усовершенствованы, но не принципиально). Ты по ним что-нибудь сделал? Результат не устроил?

... и добавил:

А в чём у меня "ошибочность в некоторых моментах"? Давай обсудим.
« Последнее редактирование: Сентября 20, 2015, 20:40:41 от sga »

Оффлайн kfmut

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1182
  • Репутация: +64/-1
  • человек человеку - друг, а зомби зомби - зомби!!!
Re: Новое слово в гитаростроении
« Ответ #126 : Сентября 20, 2015, 21:15:41 »
Увеличение толщины струн всегда уменьшает нестрой. Но толстые струны не всегда и не всем приемлемы (и звучат по-другому, и с вибрато/бэндами хуже, и грифы ведёт).

там разница в суммарном натяжении около 4% для 9-ок, гриф от этого никуда не поведёт при всём желании, это ж не комплект 12-ых ;) по бэндам/вибрато, сила натяжения первой струны из стандартного сэта на 20% больше силы натяжения второй, это нормально для выполнения бэндов и вибрато? :)

при этом при отстройке не по открытой струне и/или 12-ому ладу, а по 5-ому и 17-ому(как на втором наборе скринов с акустикой?), я так понимаю, нестрой будет в пределах 2 центов?

А высота струн всегда увеличивает нестрой (даже если тчательно подогнать мензуру).

ну тогда у меня вопрос по подтверждению расчётных данных экспериментальными, т.к. у меня на акустике нестрой после 12-ого лада идёт на повышение в отличие от того, что представлено на скринах, я так понимаю, Jhav об этом спрашивал в своём крайнем посте ???

Оффлайн Андрей Бронников

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 281
  • Репутация: +8/-2
  • http://brand-v.ucoz.ru/
Re: Новое слово в гитаростроении
« Ответ #127 : Сентября 20, 2015, 21:25:10 »
Дык, этот самый момент и есть. Во множественном числе я о нём для красного словца сказал. Ну, не рассчитать разбивку под  металлическую струну, а тем более, по аккорд. Т.е. я допускаю, что можно рассчитать под соответствие частот основных тонов таблице равномерной темперации, но это будет то же, что пианино, настроенное по тюнеру. Я на эти грабли наступал, году так в 85м. Нейлон, пожалуй, прокатит. А с металлическими струнами даже на макете с подвижными разрезными ладами не удаётся совершенно чисто по звучанию выстроить все октавы. Вот так.
Выходит, если формулировать задачу на металлические струны, возможно лишь несколько улучшить стройность звучания, не более. Хотя как звучит акустика на видео, мне в целом понравилось.

Оффлайн sga Автор темы

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 165
  • Репутация: +28/-1
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Новое слово в гитаростроении
« Ответ #128 : Сентября 20, 2015, 22:19:32 »
при этом при отстройке не по открытой струне и/или 12-ому ладу, а по 5-ому и 17-ому(как на втором наборе скринов с акустикой?), я так понимаю, нестрой будет в пределах 2 центов?
В каком-то месте можно улучшить строй, настраивая в каких-то других точках, но в другом месте нестрой вылезет ещё больший. Если расклад ладов не соответствует прогибу - никак не получить стройности по всему грифу.

Цитировать
ну тогда у меня вопрос по подтверждению расчётных данных экспериментальными, т.к. у меня на акустике нестрой после 12-ого лада идёт на повышение в отличие от того, что представлено на скринах, я так понимаю, Jhav об этом спрашивал в своём крайнем посте ???
Нет, он не об этом. На скринах представлены нестрои вместе с конкретными прогибами при которых они возникают. При другой форме грифа будет и другой характер нестроя. У Вас, возможно гриф горбом, либо производитель пытался улучшить строй нестандартным раскладом. А скорее всего - неправильно стоит нижний порожек или струны выше, или тоньше тех на которые порожек расчитан.

Ну, не рассчитать разбивку под  металлическую струну, а тем более, по аккорд. Т.е. я допускаю, что можно рассчитать под соответствие частот основных тонов таблице равномерной темперации, но это будет то же, что пианино, настроенное по тюнеру.
Ну, хотя бы для основных частот сделать стройность - уже хорошо. А то ведь и основные не строят. Причём нестроят так что негармоничность обертонов усугубляется (басы высят, верха низят).

 И, кстати, ничего не мешает (мне) задать сетку основных частот подобно той что получается при хорошей настройке пиано  - басы чуть ниже нормы, высокие чуть выше. И получить расклад ладов под это дело. Я давно уже хотел так сделать. Но... неясно насколько занижать/завышать на краях нотного диапазона. Это надо экспериментировать...
« Последнее редактирование: Сентября 20, 2015, 22:41:19 от sga »

Оффлайн Андрей Бронников

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 281
  • Репутация: +8/-2
  • http://brand-v.ucoz.ru/
Re: Новое слово в гитаростроении
« Ответ #129 : Сентября 21, 2015, 00:13:37 »
т.е. за основу берём корень 12й степени не из 2х, а несколько большего? Вот это мысль!

... и добавил:

не, всё равно не сходится. Правильно Jhav сказал - беда в том, что струн на гитаре меньше, чем нот
« Последнее редактирование: Сентября 21, 2015, 00:28:42 от Андрей Бронников »

Оффлайн sga Автор темы

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 165
  • Репутация: +28/-1
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Новое слово в гитаростроении
« Ответ #130 : Сентября 21, 2015, 23:47:33 »
Вот щас помоделировал. Всё сходится. Никаких проблем настроить на любой гитаре и без переделки ладов. Во всяком случае, для простого линейного расширения частотной сетки. А как оно надо на самом деле - ещё вопрос...
За основу вместо 2 берём 2.0023 - это я подобрал чтобы расширение октавы было на 2 цента (2 цента - от балды, надо узнать какое получается у настройщиков пиано)
 
 Чтобы настроить такой строй - завышающий каждую октаву вверх от центральной ноты Ми  (откр. 1-я струна) на 2 цента , и на столько же занижающий каждую октаву вниз - нужно всего то лишь (на хорошо строящей гитаре, с хорошо отстроенными мензурами) уменьшить каждую мензуру на 0.73 мм. По тюнеру настроить одну лишь 1-ю открытую струну, а остальные по унисонам (2-ю на 5-м с 1-й открытой и т.д.). Или тюнером (если он позволяет такую точность) 2-ю открытую занизить на 0.83 цента (хотя б приблизительно), 3-ю на 1.5, 4-ю на 2.3, 5-ю на 3.15, 6-ю на 4.

 Завтра пропробую это проделать.   



... и добавил:

Про 0.73 мм я зря сказал. Проще с тюнером накрутить мензуры так чтобы на 12 м ладу было повышение на 2 цента.   

Попробовал, на скорую руку... При настройке по унисонам открытых струн, получился великоват завал на 6-й струне - аж на 20 цент низит. Надо поизучать этот вопрос, а у меня щас времени нет. Первое что бросилось в уши - любые мажорные аккорды, и квинты, по всему грифу, стали звучать лучше. А вот кварты - хуже, и в минорных аккордах что-то не то...
« Последнее редактирование: Сентября 22, 2015, 21:28:23 от sga »

Оффлайн Андрей Бронников

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 281
  • Репутация: +8/-2
  • http://brand-v.ucoz.ru/
Re: Новое слово в гитаростроении
« Ответ #131 : Сентября 23, 2015, 00:14:17 »
Проблема в том, что при укорачивании струны негармоничность возрастает. Плюс к тому, у разных струн на одном ладу тоже по разному. А замерить не так уж сложно. Берёшь генератор с индикацией частоты, выстраиваешь по слуху на октаву выше интересующей точки на гитаре, это и будет частота второй гармоники, требуемая как основная частота ноты на октаву выше. Просчитываешь-получаешь. Если бы этот коэффициент был по по всему грифу, всё было бы довольно просто.

Оффлайн zloy kuki

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3779
  • Репутация: +3400/-154
  • мне смешно на вас...
Re: Новое слово в гитаростроении
« Ответ #132 : Сентября 23, 2015, 08:37:23 »
Мне вот интересно, а как быть с самым нестабильным звеном? С руками гитариста. Чуть передавил - и все ваши эпюры и прочие корни из мнимой еденицы становятся бессмысленными.
Хотя, кому  я это пишу. ;D

Оффлайн sga Автор темы

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 165
  • Репутация: +28/-1
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Новое слово в гитаростроении
« Ответ #133 : Сентября 23, 2015, 10:14:30 »
Ну так и кому вы пишите?

... и добавил:

На эту тему я достаточно уже сказал - и в видео, и в этой теме.
"Чукча - писатель"?
« Последнее редактирование: Сентября 23, 2015, 13:29:22 от sga »

Оффлайн eXploder

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 7337
  • Репутация: +1395/-712
Re: Новое слово в гитаростроении
« Ответ #134 : Сентября 23, 2015, 19:54:28 »
Мне вот интересно, а как быть с самым нестабильным звеном? С руками гитариста. Чуть передавил - и все ваши эпюры и прочие корни из мнимой еденицы становятся бессмысленными.
Хотя, кому  я это пишу. ;D
  не мешайте, у них тут своя атмосфера)