Я всегда считал, что высота тона определяется исключительно частотой колебаний струны, которая в свою очередь зависит от лада, от натяжения струны и от положения конца струны (порожка на машинке).
Однако, в процессе настройки после реставрации (снимал гриф и изменял его положение) обнаружил интересное явление: то, как меняется тон при переходе вверх на октаву, зависит не только от расстояния от 12-го лада до машинки, но и от расстояния от звукоснимателя до струны.
Например:
1) имеем изначально: первая струна звучит E (точно ми - отклонение 00%) на нулевом ладу и E+05% на 12-м, расстояние от струны до звукоснимателя 4 мм.
2) двигаю точку закрепления этой струны (порожек на машинке) на 3 мм в сторону от грифа, после этого снова выставляю E 00% на нулевом ладу. На 12-м ладу ничего не меняется - как было E+05%, так и осталось.
3) двигаю звукосниматель на 1 мм ближе к струне. снова выставляю E 00% на нулевом ладу. На 12-м ладу получается нота E -09%. Т.е. сменился знак погрешности с плюса на минус.
для каждого из звучков эта зависимость своя.
в конечном счете, варьируя положение конца каждой струны и положение звукоснимателей, я добился хорошей настройки, но это был абсолютно интуитивный процесс. с моей точки зрения, описанный выше эффект противоречит законам физики! а хотелось бы понимать, что делаешь и в следующий раз работать осознанно, а не методом тыка.
Объяснить явление растяжением струны при взятии 12-го лада нельзя, так как если бы это было основной причиной, тон уходил бы всегда вверх, но никак не вниз.
(все замеры тюнером. естественно без эффектов. гриф не перекошен.)
люди, объясните плиз, почему так?