ПреамбулаЧестно говоря - устал я как-то, каждый раз выезжая на какой-то глобальный концерт - тянуть бас, рек с усилителем, каб с четвертого этажа без лифта. И подумал я над тем, чтобы хотя бы ту часть, которая в рэку - максимально ее облегчить. У меня там голова SWR SM400 custom, которая весит около 20кг + компрессор 3кг + сам рэк - 2кг.
А на реп-базу - я вообще вожу только бас и рэк. И вот подумалось мне - а чего бы не купить какую-то цифровую голову, которая будет легкая и круто звучать. Пошел в магазин...
В магазине прифигел. Цены - высокие, а звучит оно все - вообще не радостно (тестил пару ашдаунов, агуляр 500ку, и какой-то маркбасс гибридный). Я достаточно требовательный к качеству звука, которым я играю. Ну чтож - пошел я шариться по форумам, получил пару советов-идей-ссылок. И решил собрать себе мелкий, легкий, мощный усилитель сам.
ПроектЧто мне нужно от усилителя:
Мощность - от 400вт и выше,
Выходы с преампа, с входного джека через буфер (активный LinkOut)
Один вход, 3 полосы коррекции, гейн, мастер.
Вес - в районе 1-2кг максимум.
Бюджет 200-250 баксов максимум.
Звук должен быть чистый, сочный, без шумов, без перегруза.
В таком случае проект разложился на 2 части - пред и оконечник.
Оконечный усилительДелать импульсный оконечник класса Д самому - смысла нет вообще никакого. Послушав советов, более опытных в этом вопросе людей - был заказан модуль оконечника, с блоком питания на борту.
http://connexelectronic.com/product_info.php/cPath/39_47/products_id/151эта милая игрушка выдает 500W на 4R при 0.1% THD. при 1% THD - 627W. т.е. более чем достаточно для меня.
Размеры модуля - 155х40х40мм, симметричный вход (кто знает где пригодится), дополнительное двухполярное питание для преампа +|-18В.
Модуль был заказан, и пока он ехал - думал что делать с преампом.
ПреампКонечно наиболее оптимальным вариантом - было сделать преамп на лампе или двух, но - отсутсвие анодного, стабилизатор для опускания накала - как то не хотелось с этим заморачиваться. Сначала был вариант сделать на ОУ - но пара тестов показало, что звучит оно как-то средненько.
Тогда я решил заморочиться с полевыми транзисторами. за основу был взят полевой вариант популярного Alembic F2B, но с некоторыми модификациями, которые активно обсуждались в теме "Cпособы уменьшения шумности и построения каскадов на ПТ".
В итоге схема получилась следующая:
Транзисторы в преампе - малошумные и отлично звучащие 2SK30A, подобранные по максимальному напряжению отсечки (чтобы мне с моего баса, с выхлопом поболее 4-5В транзистор сразу не перегружался по входу). Каскады обеспечивают более чем достаточное усиление для работы в оконечник.
В буферы - взял то, что имелось в наличии дома - BF245 - более чем достаточно, звук не красят, не шумят при таком включении.
Буфер LinkOut распаивался прямо на разъемах, и отсутсвуют на плате.
Эквалайзер - слегка измененный эквалайзер от фендера.
Плата состоит из двух частей, преамп и платка с эквалайзером. схема в SL6 ниже:
q1.lay6.zip (16.44 КБ - загружено 147 раз.)
На плате отмечено где нужно соединить земли, и выход с центрального движка потенциометра высоких нужно соеденить с крайним движком потенциометра гейна.
В качестве корпуса был взят Hammond 1550GBK, по случаю купленный за очень низкую цену в 11 баксов.
Расположение элементов внутри корпуса:
Платы преда и EQ держаться на потенциометрах, входной джек припаевается проводами ко входу преда.
Модуль оконечника закреплен боком, радиатором прикрученным к корпусу, через термопасту, для лучшего охлаждения (алюминиевый корпус становится одним большим радиатором).
Питание для преда - было решено взять только одно плечо дополнительного питания для преда от оконечника - плюсовое, чтобы не заморачиваться с землями. Модуль отдает в нем 18 вольт, но очень шумных - был взят простейший готовый модуль стабилизатора за 2 бакса на LM2596, и прикреплена сбоку оконечника на небольшом удлинителе жестком. можно было заморочиться с LM317 - но смысл - когда у меня этих готовых стабилизаторов DC-DC штук 15 точно лежит без дела.
При условии что места свободного в корпусе - более чем достаточно.
Выходные разъемы я взял комбинированные на Jack и SpeakOn. Так же между ними поставил переключалку Serial/Parallel - для разных опций подключения колонок.
Собралось все в корпус буквально за вечер, но к сожалению много времени ушло на отладку питания преда, самого преда и прочих мелочей.
Лиммитер в итоге я отключил, он слишком рано начинает резать сигнал - решаемо еще одной парой диодов - но решил оставить пока так. Зато теперь я знаю на каком положении крутилок модуль оконечника может уйти в защиту.
Готовое устройствоТут только фото:
Звук и мощность.Максимум чем я нагружал этот аппарат:
Ampeg 1x15 (SVT 15E) + 4x10 (SVT-410HLF), при параллельном включении (нагрузка получается общая около 2,7Ома, что отлично переварил оконечник)
Звуком сносит, в прямом смысле. Мощности хватает с головой. Пробовал играть почти на максе, но боялся за каб 15-ку (она всего 200вт). Обычно играю в каб 2х10 на двух Eminence BP102 - поиграть метал-кор, с громким барабанщиком - хватает с головой и громкости и плотности.
Качество звука - полевики делают свою работу очень хорошо. Большинство тех, кто слышал устройство - путают его с гибридом. Т.е. присутсвует некоторый приятный и сочный окрас. Эквалайзер делает свою работу на отлично, придавливая бубнеж в 200-250гц, давая чистый и прозрачный верх, и очень жирный и правильный низ.
Уровень шума при почти полностью открытом гейне и громкости такой, что знакомый звукореж попросил проверить - есть ли в розетке напряжение, т.к. походу усилитель не получает питания. Оказалось что все усилитель получает, и работает. Просто не шипит. В принципе. Чтобы услышать какое либо шипение, на полностью открытых входах, нам нужно было в студии (!) наклонится к кабинету ухом, и послушать в полной тишине - тогда слышно, что чот там шипит слегка).
Вес готового прибора получился чуть меньше 1 (одного!!!) килограмма.
Ну в принципе все! Усилитель отыграл уже несколько больших концертов, постоянно ездит со мной на репы (помещается в чехол от баса).
Очень надеюсь в ближайшем будущем сделать видео-сэмпл с хорошим звуком.