Всем привет!
Следуя просьбам, высказанным в теме "сага о птицах", выкладываю краткую историю и не очень подробный отчет изготовления одного из самых последних, интересных и, на мой взгляд, удачных моих проектов - ViK custom 5str bass (в продолжении названия должно прозвучать какое-нибудь громкое и смачное английское слово, но, к сожалению, оно пока не придумано).
Так уж получилось, что большая часть процесса прошла мимо объектива камеры. Причин на то много: то фотоаппарат забыл, то в пылу творения необходимость запечатлеть оное для истории упустилась, то происходящее было столь неэстетично, что документировать ЭТО стал бы только отъявленный гитароненавистник

, но чаще всего причина была в том, что я работаю один и сфотографировать сам процесс было просто некому или некогда.
Что же, попробуем рассказать нашу историю, основываясь на том, что есть. Будем надеяться, что в чем-то вы поверите мне на слово, а что-то мы выясним позже, в процессе обсуждения отчета.
Предыстория
С заказчиком мы знакомы довольно давно, потому заказ инструмента скорее был вполне ожидаемым, нежели спонтанным шагом с его стороны. Он уже видел мои другие работы, так что начало проекта было всего лишь вопросом времени и денег )
Изначально подразумевалось, что инструмент едва ли можно будет назвать простым и «без претензий». После получасовой беседы за чашечкой чая были определены основные «жизненноважные» спецификации инструмента, среди которых была конструкция грифа сквозь корпус, стандартная мензура, 24 лада, струны сквозь корпус, активная электроника и «замутить что-нибудь такое-этакое»

. С этим клиент ушел домой выискивать дизайны и идеи, слушать великих и их звучание, с целью предоставить «вещь доки», в смысле записи для прослушивания, чтобы дать мне представление о желаемом звуке в более конкретной и доступной форме, нежели (тут все представили напряженное до пульса в висках лицо, взлохмаченные волосы, сумасшедший блеск в глазах, неимоверное размахивание руками-мельницами и «ну чтоб тут вот так и эта которое ну уххх» ) - шутка юмора. Женя очень адекватный молодой человек, весьма сдержанный, предпочитающий выражать свои мысли просто и лаконично. Но сэмплы мы выслушали, и как всегда оказалось, что задача «проста как грабли», сущая мелочь – всего лишь взять все лучшее, что есть в басовом звуке и уместить это в формате одного инструмента…
Но польза во всем этом была, и как оказалось в итоге принципиальная. Одним из образцов был трэк в исполнении Маркуса Миллера (только глухой не услышит из чего сделан его бас) и это стало отправной точкой. Что если мы возьмем яркость, упругость, четкость ясеня, округлим его палисандровой накладкой, смягчим и придадим певучести сквозным грифом и объема топом из чего-нибудь не столь резкого?
На деле предсказать результат такого коктейля, наверное просто невозможно, остается гадать, надеяться и верить. Здорово, когда знаешь человека, которому делаешь инструмент. Я считаю, что это очень важно, ведь многие вещи угадываются тогда интуитивно, без слов. Просто знаешь, что здесь надо так и никак иначе.
Что ж, с конструкцией (содержанием) определились. Пора поговорить о форме. Просматриваем кучу картинок в поисках интересных дизайнов: ну эта вроде ничего, а здесь рог красивый, классно смотрится орех на ясене, твою мать! На этом можно играть?!?

Как всегда загрузились и ничего не выбрали… а может нафиг картинки? Берем ватман, карандаш, линейку, ластик, включаем воображение, обуздываем его технавыками из серии «неет, ну так не бывает.. ты же порвешься». И вот черта за чертой прорисовывается тот самый единственный правильный выбор в ситуации, когда конкретный инструмент делается для конкретного человека.
Эх, красотища! Да, молодцы мы.
Image «Тут могла быть Ваша реклама

»
Со спокойной совестью расстаемся, чтобы в следующий раз уже в мастерской выбрать дерево, «простучать», представить, так сказать, в контексте.
Вопрос с дизайном клюшки решился сам собой…
В уголке стоял гриф от моей экспериментальной hollow body с уникальным дизайном ViK guitars.

Женя спросил, что если попробовать от него отталкиваться. Да не вопрос, всегда пожалуйста. Полчаса рисования и вот он мегадизайн головы будущего инструмента.
Image «Тут могла быть Ваша реклама

»
И закипела работа. Но для статистики, распишем все по пунктам.
Итак, что мы имеем:
Дерево:
гриф – клен 2 куска (конструкция сквозь корпус, перо вклеено). Заготовлен в 89 году, происхождение – Карпаты, срез - тангенциальный;
накладка – палисандр 1 кусок, Индия;
дека:
низ/bottom – ясень 2 куска (разрез типа книга), Беларусь , радиал;
верх/top – махагони 2 куска, происхождение и возраст не известны, но не менее 15 лет, радиал.
В процессе разработки конструкция неединожды усложнялась, отчасти в угоду звучания, порой в угоду эксперименту, и естественно для эффектного внешнего вида.
Так на инструменте появились многочисленные вклейки из палисандра (перо грифа, сквозные через тело грифа, на топе), махагони (Bottom)и волнистого клена (bottom и лицевая часть топа), гриф стал полусквозным /полувклеенным, став сердцем деки и укрывшись «полосастой» красой волнистого клена.

Hardware:
Bridge – Gotoh 206 5B (изначально планировался Hipshot tripplelock, но потом передумали из-за дороговизны и потому что появилась возможность «выхватить» gotoh, редкий и классный 206 мост, обожаю!!!)

Tuners – Gotoh GB серия 3+2 Black (даже не обсуждалось

).

С датчиками решили определиться после предварительной сборки. Чтобы послушать дерево и тогда по-возможности подобрать best fit, ориентировочно basslines.
Все заказывалось из штатов, в силу хронического отсутствия как у нас, так и у дилеров в России.
Всякие ферулесы, шурупы и прочую лабуду описывать не буду, увидим походу.
Вот и начались тяжелые трудовые будни по созданию этого чуда.
Посыпались первые опилки, закудрилась стружка и вот оно первое фото (опомнился!) – недоумевающий клиент смотрит на доску, которую внаглую пытаются выдавать за гриф его будущей гитары:

Все до единой склейки подгонялись на данном инструменте вручную. Отчего и почему сейчас писать не буду, т.к. это тема отдельной статьи, которую я напишу и размещу на своем сайте, который сейчас только в проекте.

Офигеваем от склеек, но снова клеим и клеим, осетровым клеем, зачем и почему тоже отдельная тема, частично уже обсуждаемая в теме «сага о птицах».
Процесс растягивается недели на три. Уж очень много кусков, а ведь каждой склейке надо дать просохнуть, чтобы убрать лишнюю влагу и гарантировать, что склейка не «разойдется» в самый не подходящий момент. Да и другие проекты требую кучу внимания.
Процесс склеивания по этапам выглядел так:
1. Делаем угловую вклейку пера
2. Клеим на него накладку
3. Фрезеруем пазы под палисандр с тыльной стороны грифа и вклеиваем его туда (это не два анкера, как могут подумать многие, просто красивая конструкция, которая обеспечит нам надежность грифа и внесет свой вклад в конечный звук)(анкер односторонний, аля fender)
4. Клеим волнистый клен на скудное и тощее пока «тело»

5. Приклеиваем предварительно «разделанную» накладку из палисандра на гриф
6. Клеим верхние махагоневые «уши»

7. Отдельно клеим между собой наборную нижнюю часть ясень-махагони-волнистый клен-махагони- ясень
8. И наконец собираем все вместе


Смотрим очумевшими глазами, чешем затылок и смекаем что же делать с этим нагло полосатым пироженым. А что делать-то?.. Делать красиво!
Вооружаемся рубанками, стамесками, наждачками, шлифмашинками, лобзиками и всякой прочей остроколющей, быстрорежущей, ровнопилящей хренью и пытаемся оправдать ожидания заказчика:



Люди знающие спросят: а что фрезой кромки нельзя? Нельзя… - отвечу горестно, на инструменте настолько сложная в «радиусном» отношении форма, что фрезы здесь не помогут…
Зовем клиента, давим на «вообразительную точку», пытаясь описать как все будет красиво потом. Ну, вроде вообразил. Здорово. Счастье есть.
Я почти всегда делаю задний профиль грифа в присутствии заказчика. Плюсов в этом великое множество, некоторые из которых состоят в том, что у будущего владельца есть возможность сразу «пощупать» то, что получается и внести корректировки, если таковые имеются.

Если вдруг встретите лохматого дядьку жутко неряшливого вида с седыми волосами, бешеным взглядом, но шибко умными речами, не пугайтесь возможно это всего лишь гитарный мастер, весь в пыли и стружке, словом, в процессе создания инструмента

А вот собственно и мастер, нещадно трущий гриф

Улыбнулись? Вернемся к вопросам серьезным.
Клиент может убедиться, что у мастера руки растут из положенного места и ощутить на себе магию, того как кусок дерева превращается в нечто много большее, в гриф в нашем случае. Я обожаю этот этап работы, несмотря на его сложность.
Помимо этого заказчик реально приобщается к процессу, и что, на мой взгляд, очень важно начинает напитывать инструмент своей энергетикой еще на стадии изготовления. Кто-то назовет это бреднями, кто-то байками-завлекалками клиентов. Пусть каждый думает что хочет. Мое мнение по этому поводу сформировалось давно и непоколебимо.

Что ж, на этом мы пока закруглимся. Пора спать, завтра ждут великие дела.
Ждем продолжения…