10-и дюймовые гитарные динамики.. Правда неоднозначная тема? В подавляющем большинстве случаев при начале разговоров о них услышишь "10 дюймов - тру для баса, а в гитарный кабинет надо ставить двенашку и фсё!". Ну, что же, дело хозяйское, кто что хочет, то и ставит и это правильно. Однако меня сильно интересовала тема именно 10-х динамиков и ультракомпактных кабинетов. Со временем, построив полтора десятка таких кабов с разными динамиками, я для себя примерно ответил на вопрос - почему их недооценивают. Главная причина, по которой такое мнение можно считать вполне справедливым - среди десяток исключительно мало динамиков, звучание которых по-настоящему нравится. Очень мало. Десятые динамики с керамическими магнитами мне например не нравятся вообще. Уж если говорить о звуке именно десяток, то только алнико. Да и среди последних, если не брать бутиковые, то из десяток мне мила вообще только одна модель. ЭТО
МОЕ МНЕНИЕ. Кстати, вот небольшая статейка по десяткам и хочу заметить, что полностью разделяю то, что там написано -
http://www.svvintageamps.com/speaker.php. Еще одно распространенное мнение, которое можно услышать, что десятки легче раскачать. Это действительно так - десятка легче начинает "панчить" и "сочнить", т.е. начинает это делать на меньшей громкости чем двенашка (я обобщаю, хотя корректнее сравнивать их не вообще, а конкретные модели с конкретными моделями). Именно из-за этого свойства они для меня и представляют некоторый интерес - на них можно построить более-менее хорошо звучащий на тихой громкости каб. Хотя, немедленно найдутся и другие мнения по этому поводу.
Что бы хоть как то раскрыть тему - здесь и сейчас я хочу предложить вам послушать сэмплы трех представителей алниковых 10-и дюймовых динамиков. Я, думаю, это может быть по крайней мере интересно. В некоторых случаях, когда речь заходит о замене стоковых спикеров в комбах на что то лучшее, это может помочь в выборе - а ведь популярных комбов с десятками не так уж и мало.
Итак, разрешите представить:
Jensen P10Q производства Италии - довольно популярная модель предлагаемая многими интернет магазинами США
Eminence 102A производства США - у нас можно купить ее с сайта Ерасова
Weber 10A125 производства США - собранный под заказ динамик из конторы Тэда ВэбераИх фото прикреплены внизу.
Сравнение хорошо только тогда, когда подопытные попадают в одинаковые условия. И это именно тот случай. Я решил записать два примера - на чистом звуке и на перегрузе. Для проведения эксперимента динамики последовательно устанавливались в полуоткрытый каб и записывались через одинаковую цепочку.
Начнем, пожалуй, с чистого. На записи последовательно идет один и тот же фрагмент сыграный три раза через Дженсен, Эминенс и Вебер - именно в таком порядке. Цепочка представляет из себя страт, преамп в твидовом стиле, 5-ватный оконечник работающий примерно на 1/5 своей громкости, рэковый пружинный ревер (тру-лампа), кабинет, микрофон по центру динамика, преамп, звуковуха
Уф, вроде фсе. Ручки преампа не крутились, положение микрофона каждый раз выверялось насколько возможно точно:
[mp3=240,64,0,left]http://files.realmusic.ru/download/643404/jarmusic_-_clean_p10q_102a_10a125.mp3[/mp3]
прямая ссылка на файл:
http://files.realmusic.ru/download/643404/jarmusic_-_clean_p10q_102a_10a125.mp3Теперь перегруз. Здесь все тоже самое, но из за совсем разной отдачи у разных динамиков по верхам - каждый раз я у преампа подстраивал ручку Treble, что бы в итоге получался примерно одинаковый уровень высоких. Не совсем честно? Нет проблем, после этого примера я записал еще три сэмпла, где ручки преампа на перегрузе не крутились. В реалии же преамп каждый будет отстраивать под гитару/мощник каб, так что именно это сравнение с разными положениями ручки высоких - вполне себе корректно. Гитара на этих сэмплах - гибсон ЛП, ревер естественно в цепочку не включался. Пожалуйста слушайте:
[mp3=240,64,0,left]http://files.realmusic.ru/download/643405/jarmusic_-_drive_difEQ_p10q_102a_10a125.mp3[/mp3]
прямая ссылка на файл:
http://files.realmusic.ru/download/643405/jarmusic_-_drive_difEQ_p10q_102a_10a125.mp3Для тех, кто захочет послушать
перегруз на одинаковых настройках преампа - вот сэмпл, очень показательный - здесь разница слышна значительно больше, чем при сравнении на чистом звуке. Отмечу, что на этом сэмпле уровень высоких на преампе выбран единый - под самый звонкий динамик из этой троицы, т.е. под Дженсен. Вэлкам:
[mp3=240,64,0,left]http://files.realmusic.ru/download/643406/jarmusic_-_drive_sameEQ_p10q_102a_10a125.mp3[/mp3]
прямая ссылка на файл:
http://files.realmusic.ru/download/643406/jarmusic_-_drive_sameEQ_p10q_102a_10a125.mp3Ваши голоса в голосовании покажут звук какой из трех моделей вам более-менее понравился в сравнении с остальными. Ваши плюсы дадут мне понять, что последние три часа я потратил не совсем зря. Всем удачи!P.S.: Коммерческого или PR интереса не имею, ибо сейчас кабами не занимаюсь. ... и добавил:Сравнение двенашек, кстати, можно послушать по ссылке:
http://udaloff.com/speakers.phpИли здесь:
http://proguitar.de/AudioDemo/CompareSpeaker/CompareSpeaker.html.