Сравнение предусилителей AMT R1 и Mesa Boogie Dual Rectifier (Red channel).
1. Начало.
Я давно хотел сравнить звучание настоящего Mesa Boogie и AMT R1. Мне всегда было интересно, насколько же в действительности звук R1 похож на красный канал Ректифаера. Но в Москве, как ни странно, найти Ректифаер в магазине невозможно. Поэтому вопрос сравнения так и висел бы в воздухе, если б волею в чем-то случая, а в чем-то моей настойчивости, мне ни удалось познакомиться с гитаристом группы Черный Обелиск Дмитрием Борисенковым. Дмитрий оказался не только гитаристом, но и фактически звукорежиссером, и проявил очень живой интерес к теме без каких бы то ни было комплексов по поводу «тру-лампы». Именно благодаря Дмитрию сравнение стало не только реальностью, но и воплотилось в лучшем своем виде, как с музыкальной, так и с технической точки зрения.
2. Студия.
Итак, в одно из воскресений я оказался в студии группы Черный Обелиск с педалями R1 (B1, P1, M1 и F1 а также предом СС20) и горячим намерением «Ну щас сравню!». Студия расположена в подвале одного из Московских домов, и очень неплохо оборудована. 2 рабочих помещения достаточно хорошо заглушены и разделены друг от друга двойной звукопоглощающей дверью. В помещении для игры стоит ударная установка, стойка с гитарами, 2 кабинета Kustom 4x12 и несколько усилителей, включая Месу и Энгл. Фото Дмитрия с гитарой на фоне ударной установки прилагается.

В другом помещении, где Дмитрий также легко чувствует себя хозяином положения, как и с гитарой в руках, все не менее достойно. Несколько аудио-мониторов среднего и ближнего поля, 2 здоровенных экрана, рек с процессорами, несколько серверов и пульт. Одним словом это не кустарно-домашние условия, а полноценная студия, где пишется группа.
3. Подготовка и первое впечатление.
Подготовка заняла не очень много времени. Дмитрий поставил микрофон Audio-technica к одному из динамиков кабинета. Дальше мы скоммутировали пред Ректы, R1 посредством AMT тру-селектора на вход оконечника Ректифаера. Тут надо отдельно сказать большое спасибо этому самому тру-селектору, который существенно облегчил нам жизнь. Не будь селектора, нам после записи каждого сэмпла пришлось бы бегать перетыкивать кучу проводов, в том числе в заднюю панель Ректы. При этом, как ни крути, положение кабинета и микрофона к динамику нельзя было бы считать стационарным и идентичным во всех сэмплах. Тру-селектор позволил менять каналы нажатием всего лишь одной его кнопки. Это очень удобно и хорошо.
Предварительно поиграв через все педали АМТ в соседний Кастом через оконечник Энгла, Дмитрий решил, что оранжевый канал Ректы больше подойдет для сравнения. И включив его, мы достаточно быстро получили очень похожий по ощущениям звук. После чего я сказал: «Давай все же попробуем красный». Дмитрий согласился и переключил Ректифаер на красный канал. Естественно Дмитрий все это делал с гитарой в руках, периодически выдавая мощные и быстрые риффы, для понимания нами правильности и существенности своих действий. И о чудо! Включив красный канал, мы с удивлением переглянулись, потому что даже с не подкрученными ручками тембра звук R1 и красного канала Ректы был настолько похож, что не верилось собственным ушам. Первое впечатление у нас было абсолютно одинаковым: в маленькой красной коробочке AMT R1 лежал еще один Ректифаер! После дополнительных настроек, переключая кнопку тру-селектора и не глядя на него, мы не всегда могли отличить Ректифаер от R1. Характер, динамика и АЧХ – всё было готово для записи сэмплов сравнения.
4. Rectifier.

После первого впечатления следует сказать несколько слов о Ректифаере, на котором производилась запись. В студийной Ректе лампы были уже отнюдь не новые, что было слышно, пока Ректа окончательно не прогрелась. И случилось это не за 15 минут, а почти за час. Ее пред наконец перестал хрустеть и шуршать. Как на звук влияет качество и старость ламп мне сказать сложно. Кроме того со слов Дмитрия в ней была заменена вся элементная база. Т.е. родные резисторы и конденсаторы были поменяны на хорошие. Заодно где то в одном каскаде, как я понял, была добавлена шунтирующая емкость, хотя на звук это существенно не повлияло. Можно считать ее оригинальной и доведенной до ума Ректой. Что касается доведения до ума, то Дмитрий сказал о том, что качество привозимой в Россию аппаратуры оставляет желать лучшего. Конечно, сложно сказать, везут ли в Россию «отбросы» или качество производства вообще упало. На мой взгляд, последнее вернее. Ибо все, что может портиться, – портится. На сегодняшний день факт остается фактом: что бы Вы не покупали в магазине, это нужно, во-первых, как следует выбирать, а во-вторых, придется доводить до ума – отрыжка массового производства. И вот тут самое место для мнения Дмитрия относительно R1. Он сказал так: «Да, возможно, звук R1 слегка отличается от нашего Ректифаера, но, купив такую коробочку, Вы купите нормальную доведенную до ума Ректу, в то время как любой ламповый аппарат из магазина даже близко не будет так звучать. И это само по себе огромное достижение, не говоря уже о цене R1».
5. Запись и результаты.
Про запись много говорить не приходится. Процесс вполне понятен. Записывалось все, как я уже писал, через микрофон Audio-technica, снятый с производства, но который очень зарекомендовал себя для записи гитары, по мнению Дмитрия, перепробовавшего множество разных микрофонов.

Запись велась в ПО ProTools. И играл Дмитрий на гитаре Fernandez, которой было никак не меньше 20 лет. Строй гитары был до# с пониженной шестой струной – все, как и положено в современном тяжелом роке. Дима в основном использует «грелку» при игре, однако я просил, чтобы для чистоты эксперимента он записал сэмплы и на чистых преампах. Поэтому в названиях части сэмплов есть «SD-1», что означает используемый для «подогрева» Босс супердисторшн SD-1. Сэмплы, в названиях которых отсутствует SD-1, записаны напрямую в преампы. Одинаковые сэмплы пронумерованы 1 и 2, что означает их запись либо на Ректе, либо на R1. Но цифры 1 и 2 я присвоил разным сэмплам по-разному, чтобы отгадывать было сложнее. А отгадывать «кто есть ху», конечно, придется. Иначе было бы неинтересно. Сэмплы прилагаются. Голосование открыто!
1+SD1.mp3 (215.25 КБ - загружено 1323 раз.)
2+SD1.mp3 (212.63 КБ - загружено 1121 раз.)
RIF-1.mp3 (370.5 КБ - загружено 1500 раз.)
RIF-2.mp3 (351.75 КБ - загружено 1390 раз.)
SOLO-1 NECK+SD1.mp3 (184.5 КБ - загружено 949 раз.)
SOLO-2 NECK+SD1.mp3 (183.38 КБ - загружено 706 раз.)
Pure-1.mp3 (183.75 КБ - загружено 928 раз.)
Pure-2.mp3 (187.5 КБ - загружено 818 раз.)
SOLO-1 BRIDGE+SD1.mp3 (190.88 КБ - загружено 816 раз.)
SOLO-2 BRIDGE+SD1.mp3 (195.38 КБ - загружено 743 раз.)
Кроме всего прочего я привожу 1 картинку сравнения 2х сэмплов записанных на Ректифаере и R1 – по моему впечатляет! Такая схожесть характерна для сэмплов, сыгранных для дабл-треков на одном аппарате!

6. Окончание.
В качестве финала хотелось бы процитировать еще немного Дмитрия. Напоследок он включил СС20, и поиграл на нем. Звук его очень впечатлил. По мнению Дмитрия «ничего лучше в столь маленьком объеме он на нашем рынке не видел и не знает, и более того, это не просто некий компромисс, а совершенно полноценно-звучащий преамп, который не требует никаких доводок и модификаций – включи и играй!». Поиграв на нем еще некоторое время, Дима сказал так: «Всё хорошо, хотя середина на мой вкус слишком выпячена, с другой стороны ее можно прибрать ручкой. Канал кранч СС20 мне понравился даже больше, чем лид. Но самое удивительное, что после первого впечатления от СС20, я, почему-то мысленно возвращаюсь к R1. Уж очень он похож на Ректифаер, звук и возможности которого мне ближе всего!»
P.S. Напоследок хочу еще раз выразить благодарность Дмитрию за помощь и участие, а также за согласие выложить материал. А от себя хочу обратить внимание читателей, что старался не выражать собственное мнение, а всего лишь цитировал в большинстве случаев мнение профессионального гитариста, у которого все есть в наличии: и гитары и аппарат и студия
