2 Guitarist Forever:
Милостивый государь, нельзя же так! Я уже устал, заходя в тему, ставить Вам плюсы, а у Вас умнейшие мысли всё не кончаются и не кончаются!
Позволю высказать своё непрофессиональное ИМХО в данной области. Меня спрашивают, почему я не люблю Шамрай и некоторых отечественных мастеров в частности.
Причины частично те, что назвали Вы, частично - другие.
1) криминально недостаточный опыт. Американские мастера объективно имели гораздо лучший доступ к книгам, пособиям, лабораториям и мастерским, открытую информационную среду и все возможности для обмена и накопления самого прогрессивного в гитарном деле. "Нагнать и перегнать" за 10 лет этот как минимум 50-летний опыт, боюсь, не стал бы пытаться даже сам Иосиф Виссарионович.
2) проистекающий из первого пункта различный уровень "качества подхода" к клиенту. В случае американского custom shop (опять же, в эту категорию попадает весьма малое количество мастеров) уровень проблематики, мягко скажем, несколько другой. Один из лучших (если не лучший) мастеров Америки Ed Roman, к примеру, считает болчёный гриф самым сложным из всех вариантов. Он говорит: "этот вариант самый сложный, т.к. требуется обеспечить максимально качественную звукопередачу, что возможно только при самых высоких стандартах подгонки отдельных элементов друг к другу. Обычные для серийных гитар "карманы" по бокам грифа недопустимы. Я лично проверяю каждую заготовку так: соединяю гриф с корпусом гитары и поднимаю их - если корпус плотно висит на грифе без намёков на колебания, значит, карман подогнан идеально, если корпус падает либо есть малейший намёк на люфт, я без раздумий отправляю заготовку В МУСОРНУЮ КОРЗИНУ". Конец цитаты.
А у Сушкова вот, вклееные грифы и сквозняки - сложный материал.
Криминально различный уровень проблематики, я бы сказал, поэтому и паяльников в мастерской нет, и паяют хреново (тут где-то фотки были), и гитары падают. Если американскому мастеру сбросить тот случай, где перепутали МЕНЗУРУ на инструменте... Это же цирк, а не серьёзная работа.
Соответственно, отечественный "кастом шоп" объективно отстаёт от западного - в этом в большой степени не их вина, они сейчас пытаются "пройти" через те вопросы, которые американцы решили десятилетия назад, при этом неизбежно увлекаются "рюшечками" в виде инкрустации, топов, мензуры 25,1 и прочей несущественной хни, упуская действительно важные моменты, о которых здраво написал vigier player - к примеру, то, что пятка грифа безумно сильно влияет на звук - я сейчас купил у Dean ZEP Custom, где вообще "квадратная" пятка (Гилберт в одном из интервью упоминал, что у "неудобных" пяток старого типа лучшая звукопередача) - честно скажу, это самая мощная по атаке и отдаче гитара из всех болчёнок, что я слышал.
3) целевая аудитория. ИМХО, 90% клиентов Шамрая - непрофессиональные музыканты. Опять-таки, российская специфика. Немногие профессионалы сидят "на контрактах" и не особо заинтересованы в приобретении непонятных и непродаваемых кастомов местного разлива. Аудитория диктует спрос - насколько я могу судить из "шамраевских" форумов, основные проблемы публики - где расположить ручку громкости и какой волнистости топ лучше. Один визит к Мэю Лиану (пришлось ехать из Ростова) навеки излечил от иллюзий про "неудобные" ручки - даже с самой неудобной стратовской ручкой можно играть.
Другое дело, что это не всегда удобно - но я обычно просто свинчиваю набалдашник с потенциометра, либо перепаиваю гитару.
Проблема в другом - когда для заказчика расположение этой самой ручки становится КРИТИЧНЫМ фактором при выборе инструмента. Вот пересмотрел недавно Guitar Wars: у Гилберта и Беттенкурта на подписных гитарах ручки убраны "из-под руки", но по ходу выступления люди спокойно берут другие инструменты и спокойно играют на них, а не воют "здесь ручка неудобная, я на такой играть не буду, дайте мне Шамрай кастом шоп".
Это особенность клиентуры, это не может не отразиться на качестве работы и подходе мастеров - в результате мы и видим увлечение "рюшечками" и наличие "мусторговской" гарантии как основной аргумент в заказе кастома у них, а не у Джексона.
И самое главное. Сегодня за ОДИНАКОВЫЕ деньги я могу заказать кастом-инструмент у Шамрая и Эда Романа, лучшего мастера Америки, который также рассказывает про станки CNS и их недопустимость в кастом-производстве, про "продажность" ПРС и отказ ими от действительно кастом опций типа ручной установки эбони-накладок, от которых отказались в пользу механизации и прочих моментах. Но, в отличие от Шамрая, он не трындит об этом на досуге (делая в промежутках убожищные инструменты), а РЕАЛЬНО ЗНАЕТ И ПРИМЕНЯЕТ ЭТИ ЗНАНИЯ НА ПРАКТИКЕ - достаточно залезть на youtube и послушать обзоры его гитар серьёзными изданиями, у мастистых дядек челюсти на пол падают, когда они просто видят сочленение кармана грифа - фраза из одного видео "holy shit, this is incredible. This guy is custom at it's top". Кроме того, он - один из крупнейших продавцов б/у гитар в Америке, при этом честно говорящий об этом и не скрывающий того, что в ряде случаев хороший серийный инструмент будет более правильным выбором, чем "полностью" кастом-инструмент. Он работал с: ZZ Top, Ace Frehley, Brian May и ещё кучей моих кумиров детства, под "работал" имеется в виду как доводка серийных инструментов под их нужды, так и не оглашаемое сильно "аутсорсинговое" изготовление для них инструментов с другим брэндом на голове.
Собственно, вопрос: а на кой ляд отдавать 40-60 тысяч Шамраю, если есть Эд Роман.
Я не сильно против Ш. и ко, но я не вижу смысла в их существовании. Когда кривая и неровная в работе фирма, которая умудрилась даже в "рекламной" ветке настроить против себя хамством больше половины изначально симпатизирующих ей людей, просит мои деньги и при этом предоставляет уровень и степень ликвидности (что немаловажно) инструментов в разы хуже аналогичных по цене американцев, я за то, чтобы закрыть подобную контору к хренам собачьим. В конце концов, есть международное разделение труда и я, так уж и быть, согласен играть на американских инструментах и в случае, если объективно дорасту до заказа кастома, подарить эти деньги достойному человеку оттуда (как в своё время заказывал Биллу Лоренсу, у которого абсолютно "семейное" отношение к клиентам и которому можно в любое время позвонить и поинтересоваться статусом заказа, а не выбивать по несколько дней сведения о том, живы люди в мастерской или нет).
Заводы стоят, работать в стране некому, одни кастом шопы в стране