Привет всем
Решил написать обзор по очень необычному (в плохом смысле слова) инструменту. Novikov Fodera Replica Bass екатеринбургского мастера Виктора Новикова. Вот красивые фотки с сайта музыкального магазина
Выглядит инструмент достойно, правда?
История такова. Этот бас долго стоял в одном из Питерских музыкальных магазинов. Я его пару раз брал в руки, поначалу он показался добротно сделанным. Но ценник на него был, внимание! - 188 тысяч!
Потом, правда, цену снизили до 148 тысяч. Я обменял его на другой мастеровой бас с частичной доплатой.
Почему я это сделал? Во-первых, хотел попробовать поиграть на синглкате, до этого были басы с двумя рогами. Во-вторых, мензура 35,8 дюймов. В общем, приехал домой и начал внимательно этот инструмент проверять.
Чем дальше я его рассматривал, тем больше недоумения он вызывал.
Но начну с хорошего. Дерево очень хорошее, резонанс у струн бешеный. Переход из грифа в деку на обратной стороне баса сделан качественно. Собственно, это все достоинства. Теперь о плохом.
Начну с главного. Еще в магазе я заметил, что бас звучит глухо. Спросил ребят про струны, они сказали что струны старые. Ну и ладно, подумал я, поставим новые струны. Поставил. Глухость (скорее бумкость) не исчезла. Тогда я решил проверить порожек и бридж. Снял порожек, и вот что под ним обнаружил
Это кусочек от офисного пластикового конверта для документов, думаю. Мастер его подложил под порожек. Я понял зачем. Без него пятая струна звенела. То есть он сделал слишком глубокий пропил, и вместо того, чтобы сделать новый порожек, он подложил под него кусок пластика
Это мягкий материал, он сыграл роль демпфера. Поэтому струны глухо звучали. Я подложил тонкую металлическую пластину под порожек, теперь струны звучат как надо, звонко и упруго.
Дальше больше. Не буду заниматься подробным описанием косяков, просто дам их короткий перечень.
- Бридж установлен криво. Разница между басовым краем бриджа и краем с высокими струнами почти 3 мм.
- Бридж (якобы титановый) был залит порошковой краской, включая седла и пропилы на них. Порошок имеет эффект демпфера, и использование титана теряет всякий смысл.
- Порожек был установлен криво. Вылезал в сторону басовых струн. Пришлось его ровнять.
- Струны не были правильно отцентрованы, пятая струна была меньше чем в 1 мм от края грифа, первая струна была 4 мм от края грифа.
- Пайка ужасная. Впечатление такое, что человек в первый раз паяльник в руки взял. Или топором паял. Провода на соплях. Очевидно, мастер не знает про термоусадочные трубки.
- По отделке тоже грустно. На корпусе под слоем лака видны следы рашпиля, мастер не зашкурил нормально. Краска поплыла в нескольких местах.
- Крышка отделения для электроники установлена криво. С одной стороны она глубже чем поверхность корпуса, с другой стороны вылезает.
- Расположение струн на бридже кривое. Отверстие для болта регулировки мензуры пятой струны расположено слишком близко к отверстию для струны, из-за этого струна пережимается спиралью болта, струна "плывет", отстроить мензуру невозможно.
- Вырезы под датчики сделаны криво. Абсолютно все. Нет ни одного ровного перпендикулярного выреза.
- Боковые маркеры криво установлены.
- Дно вырезов неровное, как будто грубой стамеской поковыряли и не выровняли.
Вот такой вот кастомшоп
Что я сделал. Во-первых, вырвал с корнем всю эту самодельную пайку. Поставил хамбакер Bartolini и преамп с трехполосным эквалайзером. Сингла подходящего размера не нашел, буду искать. Во-вторых, выкинул бридж. Поставил Schaller 3D, просверлил новые отвествия для него, он ровно стоит. Там расстояние между струнами можно регулировать, поэтому сейчас струны расположены равномерно.
Выровнял лады. Отполирован пропилы на порожке. Обработал концы ладов, они вылезали. Покрыл поверхность корпуса автоэмалью, потом пчелиный воск, отполировал шерстяным диском. Отстроил мензуру. Осттроил расстояние между струнами и ладами.
Сейчас бас звучит как надо. Разумеется, криворукие поделки "мастера" никуда не делись, но они мне не мешают. Функционально бас в порядке. Оставлю его себе, потому что вложил слишком много времени и денег в доработку.
P.S. Я не брендофил. Я считаю, что российский кастомшоп должен стоить наравне с заграничным кастомшопом. У меня много мастеровых гитар. Есть Лепский, была гитара Семена Падалки, есть гитара нашего питерского мастера Максима Кузнецова, есть пара гитар мега-талантивого псковского мастера Константина Игнатьева, есть гитара замечательного мастера Дмитрия Позныша из Минска. Это очень хорошие инструменты, ничуть не хуже американских и европейских кастомшопов.
То, что я уведил в басе Новикова - это позор
И просто непорядочность. Подкладывать кусок пластика под криво сделанный порожек - это за пределами добра и зла. Такой инструмент нельзя продавать ни за 188 тысяч, ни за 1 рубль. Будет мне урок.
Спасибо что дочитали.