Заметь, что я привел слова не свои, а достаточно авторитетных гитаристов. А они - люди взрослые, это правда. Могу добавить слова Сатриани, если первые (Stevie Ray Vaughan и Маврин) для Вас не автоитет:"Музыка заключается не в оборудовании, а в голове и пальцах"
А вот интересно, как индустирия производства электрогитар относится вообще к самопалам? Ну, например, К.Никольский очень долго играл на гитаре, которую ему сделал его отец из чертёжной доски. Он, кстати, сделал их две, одну для сына, другую для его друга - Д.Варшавского. На этих самопалах записаны лучшие вещи "Воскресенья" и "Чёрного Кофе", или самопал, на котором играл Брайан Мэй (Red Special), который они тоже слепили дома с отцом из каминной доски, а на тремоло пошли запчасти от мотоцикла.
. Не стоит быть таким уверенным, потому что Вы ошибаетесь. Кастомный "Урал" и правда сцществует, очень красивый, но речь не о нём
Прежде чем приводить слова Великих, нужно для начала уточнить следующее.
Не смотря ни на что, все эти великие играют и записываются на гитарах и на аппаратуре стоимостью хорошо так ближе к полляма рублей, если не меньше. И почему-то Стиви Рэй Воэн играл не на японце каком-то, а на американском Фендере. В принципе, за него говорить не буду, но не думаю, что человек не знал и не понимал, насколько важную роль при записи и при концерте играют дерево инструмента и датчики. Не думаю, что покойник был сильно глупее Нопфлера того же. В любом случае, мало читать высказывания, надо понимать сам процесс функционирования системы и в любом случае проверять на соответствие их реальности. Слова Великого это не истина в последней инстанции, проверять и думать надо, Великий тоже человек и может ошибаться.
Поехали дальше. О Маврине. Из открытых источников можно убедиться, что Маврин упомянутый Урал получил в подарок не давеча как 21.05.2011, кто не верит, прошу по ссылке пройти:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%B8%D0%BD,_%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9_%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87До этого у него была солидная коллекция гитар, уже раньше можно было разглядеть Hamer и Jackson, по последним данным - официальным, прошу заметить - у него гитара Урал в список постоянных инструментов, что характерно, не входит: -
http://www.mavrick.ru/group/group-mavrin/Что касается группы ЧЁРНЫЙ КОФЕ. Самопал самопалу рознь, это очевидно. То, что самопалы могут быть качественными, я никогда не отрицал. Но то что самопал крут только потому, потому что на нём писался в лучшие годы Варшавский - мало этого для качества инструмента. У деревяшки слишком простое устройство, чтобы понимать, насколько она может быть легендарна и эпична. Почему-то тот же Варшавский при первом же удобном случае заменил самопал на Фендер и на Гибсон. "С чего бы это?".
Касаемо Брайана Мэя. Мы ж не будем сравнивать дерево с векового камина и вполне себе надёжное мото-железо с впопыхах просушенной деревяшкой и фурнитурой из ржавого вьетнамского велосипеда.
... и добавил:Я на самом деле заканчиваю эту дискуссию, мне кажется, что я достаточно привёл примеров, и высказываний, и реального видео. Конечно серийная советская гитара тех лет требовала внимания, регулировки, иногда экранирования (хотя у "Урала" схема паялась на военном "почтовом ящике"). Я просто хотел показать, что это вполне играбельный инструмент и лишний раз убедился, что многие, рассуждающие здесь, его в глаза не видели, видели только фотку с восемью звукачами, не понимая, что эту гитару такой сделали просто по-приколу в Америке. И вот кочует эта фотография в темах про "Урал".
Меня тут спрашивали - а на какой гитаре я играюсь. Больше всего мне нравится "Лада" Черниговской фабрики, вы про такую и не слыхали, но и "Урал" вот тот, оранжевый, тоже в деле, хотя раньше больше игрался на вишнёвом, вот старая запись, звук тут не очень, поскольку писалось через микрофон вебки. Всё, пока.
Ваши примеры несостоятельны. ОБЛАЧНЫЙ КРАЙ прославился за острый язык, а не за качество звука. Что касается звука, то его там нет. Кому как, но звук пустой, вялый, плоский, грязный... увы, ОБЛАЧНЫЙ КРАЙ группа симпатичная мне лично, но то, что простительно основателям, последователям не простят. Со звуком работать надо всегда, поэтому их современники типа АЛИСЫ, ДДТ, КИНО, НАУТИЛУСА, АКВАРИУМА при малейшем же стечении обстоятельств покупали себе инструменты посерьёзнее и поинтереснее. Смотришь те же клипы, концерты, интервью, фото: Yamaha, Fender, Rickenbacher. Потом ещё лучше стали попадаться варианты, у Гоги Копылова, у басиста НАУ в середине 90-х уже Warwick Streamer Stage 2, у нового басиста ДДТ - Fodera. Отчего же все эти люди берут что-нибудь подороже, не просто же так, не глупее они посетителей хотя бы нашего форума, не малоопытнее же?
А ваш выбор в сторону перечисленных гитар говорит о том, что вы не писались толком и не играли по серьёзному нигде и никогда, раз вы даже не понимаете что значит "звук в миксе". Ничего личного, самое главное, раз уж вам нравится ваша Лада и ваш же Урал, то играйте на здоровье, но раз уж начинается разговор по теме "звук как у Великих", то уж будьте любезны соблюдать объективные правила касательно формирования звука и влияния его на восприятие слушателем. Иначе ваши труды не оценят. Не бывает бесплатного счастья.
О Зинчуке можно написать его же словами из того же интервью:
"Еще раз говорю, главное - музыкант, его способности, мировоззрение, переживания. Мы сейчас ударимся рекламировать инструменты, а они только помогают. И не надо из них делать что-то сверхъестественное".
- И все-таки, какой инструмент у тебя?
- Fender. Два Fender "Stratocaster". Два - потому что на концертах рвутся струны и я заменяю одну гитару на другую. Почти одинаковые. У одной - активные датчики, лады пропиленные - модель "Yngwie Malmsteen". На другой стоит звукосниматель Seynour Duncan модель "JB" (Jeff Beck). Меняю их в зависимости от обстоятельств. Мне нравится универсальность тембра "Stratocaster": у меня много различной музыки в репертуаре. Есть еще две акустические гитары Ovation. Есть еще заказная акустическая гитара мастера Николая Анисимова.
- Струны?
- Разные, тоже от обстоятельств зависит. Мне нравятся толстые струны - особенно в роковых вещах. 0,7 - 0,8 для меня тонковаты. По-моему, звук высекается лучше, если струна натянута сильнее. Больше усилий нужно прилагать, тогда усиливается энергетика звучания. У меня стоят Fender "Extra", то есть те, которые сочетаются с инструментом. Еще - "Erney Ball". И еще "Double play process" фирмы Каman - очень прочные, долго служат. А на акустике - нейлоновые разные (например, La bella) в зависимости от исполняемого произведения. Я люблю настоящий звук гитары и даже в студии не люблю писать с пьезодатчика.
- Тогда какой микрофон?
- Понятия не имею! Тот, что есть на студии.
- Шнуры?
- Шнуры часто меняются: дарю кому-то, мне дарят. Klotz хорошие. А в принципе, любые фирменные - наши шумят.
- Обработки?
- Я не особенно много внимания уделяю гитарным примочкам. В студии, например, можно добиться более интересного звука, играя просто в усилитель с прегрузкой. Это вычислила еще группа "Deep Purple" и подобные ей... Я часто пользуюсь этим приемом, чтобы прописать подклад, когда пишу гитару наложением.
Атак... Подбираю. Fender - своеобразная гитара. Она может не звучать с самыми, казалось бы, апробированными приборами. У меня Korg - дисторшн, старый. И ламповый Mesa Boogie. С ними хорошо звучит. Есть и другие примочки, не только ламповые, но с ними сложнее.
Скажу только, что студийные рэковые обработки по частотным характеристикам все равно лучше, поэтому на студии желательно пользоваться ими: компрессорами, дилэем и так далее.
- Все-таки, до какой степени музыкант должен разбираться в аппаратуре и прочей технике?
- Должен иметь представление, чтобы не вляпаться когда-нибудь. Особенно в нашей стране. Но по большому счету, должно происходить разделение. Музыкант занимается музыкой, режиссер, саундинженер - общей картиной, инженер по подзвучке - подзвучкой и так далее. Музыканту важно одно: хорошо ли ему, слышно ли, комфортно или нет.
- У тебя есть свой звукорежиссер? И где ты пишешься?
- Где придется, но в основном, в студии "Монт" (Mont), она раньше в ДК Свердлова была. Там Саша Кузьмичев звукорежиссер, именно с ним удобно работать.
- Как проходит студийная работа?
- Тяжело, мучительно. Как у всех. Если жесткие временные рамки - пишем быстро. А вообще, иногда я долго сосредотачиваюсь. Могу прийти и ничего не сделать. Ну, не идет! Тогда лучше подождать того момента, когда будет максимум экспрессии, максимум точности, энергии, характера. Потому что то, что там запечатлено - это один раз и навсегда и должно быть самым лучшим. Иногда ночи не спишь... Но к ночным записям я сейчас стал плохо относиться. Раньше много писался ночью, сейчас нет: ночью ритмы кажутся более медленными, состояние заторможенное. Самое лучшее - вечернее ощущение, оно более правильное.
- Когда ты приходишь в студию, ты точно знаешь, как все должно звучать?
- В принципе да, но прямо в студии появляются новые краски, какие-то неожиданные находки, и часто очень интересные.
- Часто переделываешь вещи?
- Бывает. Это невротическое желание возникает частенько. Когда слушаешь, думаешь, что вот прошел уже год-два, появились новые тембры. Хочется еще лучше сделать, еще лучше... А потом понимаешь, что этого делать не надо. Потому что самое ценное - не современный тембр, а тот характер, дух, который был в это заложен. Поэтому мы сейчас часто заслушиваемся расстроенными гитарами старых блюзовых исполнителей. И даже наши ВИД слушаешь - звучит с характером. Некоторые сейчас переписывают свои старые песни с секвенсером - вроде бы все как нужно, а уже не то! Потому что дух времени утерян, состояние души другое. Словом, я не сторонник преобладания технических средств над внутренней ценностью произведения: пусть запись будет не с самыми лучшими тембральными красками, но будет сыграно в характере.
- Бывает так, что записал вещь, после сведения прослушал и переделываешь?
- Бывает, бывает. Пересведение... Я очень нервничаю, выкуриваю по две пачки сигарет, сердце прихватывает. Тяжело... Для меня работа на студии очень нервная.
- Ты участвуешь в сведении?
- Да, конечно. Это же моя музыка или мои обработки классических произведений. Я сам пишу аранжировки, присутствую при создании партий, с каждым музыкантом работаю, добиваясь от него того, что мне нужно. И в сведении участвую.
- На Западе, как правило, музыканты при сведении не присутствуют. Только саундпродюссер...
- Да, там выгоняют. Я писался в Италии с хард-роковой группой "Fill di Ferro", но пожелания музыканта все равно учитываются.
- Многие группы стремятся создать в студии эффект концертного звучания...
- Между концертным и студийным звуком большая разница. Концертное обладает большей живостью, но неизбежны большие огрехи. Студийное более дисциплинированное, причесанное. Именно поэтому использование фонограммы на концерте выглядит неорганично. Каждому - свое. На концерте надо работать, как на концерте, а в студии, как на студии, - более тщательно. Кому-то нравится, когда они добиваются эффекта концерта, делают нестройное звучание гитар, играют не вместе. Это их стиль - ради Бога! Но мне нравится, когда все очень точно.
- Сам ты какую работу предпочитаешь - на концерте или в студии?
- Не знаю. Бывает, играет человек на концерте - вроде все у него звучит, а гитарист холодный. Это студийный музыкант. Но концерт - не есть прослушивание фонограмм. Мне надо, чтобы меня воспринимали, как личность. Я каждого должен убедить - напрячься и "прокачать"... Я - концертный музыкант. И студийный - всякий.
- Какие музыканты работают с тобой в студии?
- Разные... Те же, кто на концертах. Иногда другие - я придирчив к студийному звучанию. Басисты - Игорь Федоров, Александр Иншаков. Кузмичев иногда с басом помогает. Юрий Скрипкин - барабанщик. А гитары сам пишу.
- А кто программирует секвенсер?
- Все сам. У меня Yamaha QY20. Он мне нравится, потому что маленький и на нем удобно работать в дороге - в самолете, в поезде. И на кухне.
(В ответ на глупый вопрос: "Как в таком маленьком секвенсере помещается столько музыки" Виктор смеется: "Понятия не имею! Сам удивляюсь".)
- А какой синтезатор?
- Какой придется. Стараюсь использовать сэмплерные звуки, хотя в каждом синтезаторе можно найти один свой звук. В американских более сочные звуки. В студии часто использую Hammond - орган настоящий. А секвенсер... Существует масса других, с лучшими тембрами. Но это уже надо у клавишников спрашивать. Я гитарист.
- Инструменты в студии и на концерте одни и те же?
- Гитара, малый барабан - да. Они дают основу. Остальное - как получится. Порой в студии хочется придумать что-нибудь новое, пригласить живых музыкантов, сыграть смычком. На концерте с этим сложнее.
- О гитарах. На чем играл раньше?
- Ibanez. (Смеется, вспоминая об "Урале".) Все было. Была какая-то "Торнадо", была гитара за 35 рублей со звукоснимателем за 7 рублей. И на "Урале" играл - на танцах на Северном Кавказе, иногда сшибая пальцы в кровь. Но был очень доволен, и все были довольны. Иногда в компании приходится играть на гитаре, в которой торчит вилка, чтобы гриф приподнять, но все равно играется, и можно гитару как-то приспособить, и лучше иметь хоть что-то, чем вообще ничего.
- О "серьезных" инструментах: существует ли что-то, что хотелось бы иметь? Какие еще инструменты нравятся?
- Нравится по звучанию агрессивная гитара Ibanez JS (Joe Satriani), но гриф для меня широковат. В принципе можно сделать по индивидуальному заказу, но пока не успел. А хотелось бы.
Gibson Les Paul хорош. Вообще, к старым инструментам отношусь с должным уважением. Gretsch и другие - очень дорогие гитары. Их цена говорит сама за себя. Но использовать их в моей стилистике лучше для какой-то определенной вещи.
- А ты используешь?
- Когда удается. Использую, например, лютневую гитару - акустическую. В будущей пластинке ее будет много.
- На концертах у тебя свой звукорежиссер?
- Я стараюсь приглашать Витю Иванова. Он больше гитарист, музыкант - и это самое главное. Потому что концертное звучание иногда может быть неправильным, но цепляет за живое. Когда за пультом музыкант, он это чувствует.
- Как происходит настройка перед концертом?
- Как обычно - по общей схеме: барабаны, гитара, вокал. Конечно, больше внимания уделяется гитаре.
- Кстати, усилитель у тебя свой?
- Нет. На студии я люблю Marshall, а на концертах пользуюсь тем, какой поставят.
- Ну, скажем, ты приходишь, а там стоит Реаvey, с которым у тебя звук, по идее, не должен получиться...
- А концерт все равно должен состояться! Поэтому мы отстраиваем звук, и я играю.
- Но как? Что ты делаешь?
- Никак. Играю через Peavey. Добавляю больше средних, корректирую. Люди думают, что звук зависит от усилителя, а на самом деле звук зависит от исполнителя, формируется им. Можно своей энергетикой добавить звучание...
- О`кей, я тебе дам в руки "Урал" и поставлю усилитель "Родина". Ты сможешь сделать свой звук?
- Смогу. Я буду их вертеть, пока не почувствую, что звук стал ближе ко мне.
- Это "ближе", может быть, и будет максимально возможным для "Урала", но он будет далек от того, что нужно.
- Естественно. Но придется смириться. Я уже сформировался как исполнитель-профессионал. Я, как Рэмбо: если ему нечего будет есть - он найдет в лесу и съест то, от чего другого своротит. И я буду играть, потому что по-другому нельзя. Я много езжу по стране, везде разная техника. И если бы я каждый раз стонал: "Ай, не мой звук!" и хандрил - ничего бы не достиг. Я как-то больше практик. Конечно, я люблю Marshall и, когда есть возможность, прошу именно этот усилитель. А вот, например, сегодня вообще все работали в пульт - долго трудились и нашли приемлемое звучание. (Дело происходило в клубе "Розентол".)
- Насколько важны для тебя мониторы?
- Важны, потому что нужно слышать и контролировать. Гитара - такой инструмент... Если есть отдача, она начинает звучать более проникновенно, более сочно. Да, мне нужно слышать ее в подзвучке, но как музыкант скажу: можно играть и без монитора. Многие начинающие музыканты часто жалуются на то, что не слышат себя в мониторах: "Не слышу, поэтому играю не вместе". Надо уметь чувствовать. Главное - сыгранность и ощущение доли. Не от подзвучки это зависит.
- Что просишь вывести в монитор?
- Все в целом, но гитару больше. Вокал, когда пою.
- Что нужно гитаристу для своего, узнаваемого звучания?
- Сейчас можно многое навернуть с помощью разных эффектов. Хорус, октавер... Примочки разные. Определенный тип гитары: Gibson от Fender и от Washburn отличается по звуку. Усилитель, студия - все в результате складывается. В зал надо почаще выходить - слушать. Звук складывается из приемов твоих, из музыкального материала. Да, вдохновение техникой не всегда определяется, но это не значит, что качественной и разнообразной техники быть не должно. Не надо вырывать из общего контекста отдельные реплики, ай-ай-ай.
А вот и сам Зинчук со своим звуком с той же композицией, что и вы. Разницу слышно, надеюсь.
Zinchuk Yakety axe