Пару лет назад увидел на Авито объявление о продаже детской электрогитары Ibanez Mikro. Я решил приобрести её для дочери, чтобы она мои гитары не трогала (в то что она соберётся играть, мне слабо верилось). И вот я приехал на встречу с продавцом. По инструменту было видно, что он совершенно не юзанный, гриф абсолютно прямой (что для Ибанеза большая редкость), но на головке грифа зачем-то был прикручен ритейнер от гитары с флойдом, при этом родные некошерные ритейнеры тоже были на месте. Меня это не смутило, поскольку основным критерием при покупке гитары с рук я считаю прямизну грифа, всё остальное я могу исправить. Как потом оказалось, предыдущий владелец видимо пытался боротся с тем, что гитара не то что не держала строй, но и настроить-то её было проблематично, при том, что мензура была отстроена.
Первым делом я поставил новые струны — десятку, поскольку стоявшие на гитаре струны девятого калибра болтались, как сопли, из-за короткомензурности инструмента. Тут выяснилось, что бридж установлен так, что отсроить мензуру можно только с родными струнами. Для того, чтобы пододвинуть сёдла в требуемую позицию пришлось подпилить их надфилем изнутри, иначе струна дико перегибалась и убрать пружины на сёдлах 3, 5 и 6 струн. После проведения данных махинаций я надеялся, что проблема будет решена, но не тут-то было — сразу после настройки строй куда-то уплывал, и не возвращался.
Под подозрение попали колки и ритейнеры. Известно, что ритейнеры, стоящие на дешманских гитарах, способствуют сильному перегибу струны в месте касания с ритейнером, в результате, наблюдается некоторая заторможенность в настройке струны и уплывание строя при качании рычагом. Кроме того, ритейнеры должны быть установлены таким образом, чтобы обеспечить оптимальный перегиб струны на пороге — с одной стороны должен обеспечиваься оптимальный прижим струны, чтобы она не «подзвенькивала», а с другой стороны перегиб не должен быть сильным, чтобы не было «излома» струны на порожке, который также приводит к заторможенности при настройке гитары. На всех гитарах, с которыми мне доводилось иметь дело, даже на достаточно дорогих, ритейнеры стояли как попало. Я поставил на Ибанез Микро кошерные ритейнеры, якобы «фендеровские» (
http://guitarparts5150.ru/Ritejnery-fender-american-vintage-hrom-p-1132.html ), высоту ритейнеров отрегулировал при помощи замены цилиндриков и их комбинации — к тому моменту у меня их с разных гитар накопилось достаточно. Перегиб пятой и шестой струн на порожке регулируется способом намотки струны на колок — тут проблем не возникло, в итоге все струны имели одинаковый перегиб, но стабильности строя это не способствовало. (см. фото.)
Нетронутыми остались только колки. Подобные колки стоят на всех дешманских гитарах именитых производителей (Скваер Буллет страт, Ямаха Ф310, Ибанез Гакс) и на всех ноунейм гитарах (Коломбо, Миранда, Флайт). Но на тех гитарах настройки хватало на исполнение пары-тройки песен, а тут строй совершенно не хотел держаться. Очевидно, что колки необходимо было менять. Родные колки имели передаточное отношение 1:16. Очевидно, что с меньшим отношением ставить колки смысла не было, поскльку небольшой поворот колка уже сильно изменял высоту тона из-за того, что струна короткая. Я прикупил колки Готох с отношением 1:18. И вот тут то я окончательно убедился, что инженеры фирмы Готох — дятлы. Они понапридумывали всяких там регулируемых штоков, локовые колки и прочую хрень, всё для того, чтобы строй держался железно, а гитаристы были счастливы, но при этом они не знают, что профиль штока колка должен быть симметричным, чтобы можно было правильно намотать пятую и шестую струны. Ради каких-то понтов они на всех колках подрезали штоки сверху. Для гитар с пером, установленным под углом, это не критично, а вот для гитар с прямым пером данный вариант не подходит. К счастью места для правильной намотки шестой струны еле-еле хватило и теперь с новыми колками гитара держит строй железно. Вообще считаю, что выпуск гитар Ибанез Микро — это такое же преступление перед молодым поколением, как и выпуск гитар Урал в прежние времена.
До этого случая я уже имел дело с винтажными колками фирмы Готох — прикупил их на Авито для своего Скваера с большой головой — по моему мнению для такой головы подходят именно винтажные колки. Немного повозился с их установкой (проблема в том, что межцентровое расстояние было больше, чем требуется) и тут выяснилось, что намотать нормально шестую струну проблемматично из-за маленькой высоты штока. Тогда я это просто списал на особенность винтажных колков, но видимо проблема глубже — в безграмотности инженеров Готоха. Для того, чтобы иметь возможность намотать струну должныим образом пришлось обратиться к знакомому стоматологу и алмазным бором проточить канавку для заделки струны (см. первый пост на следующей странице). Можно сказать, что проблема решена, но было бы лучше, если бы шток изначально был длинее.
Кому-то все эти махинации могут показаться смешными и бестолковыми заморочками, однако это не так. Очевидно, что если струна «сходит» непосредственно с оси, то и настраиваться гитара будет проще и строй будет стабилнее, чем в случае когда струна при сходе с колка перегибается на соседних витках струн. Я могу свои гитары не настраивать по несколько дней, хотя на всех них стоят простые колки, причём у некоторых передаточное отношение равно 1:14. И ни разу у меня не возникло мысли о покупке локовых колков.