Автор Тема: Колки на короткомензурную гитару и почему инженеры Готоха - дятлы.  (Прочитано 4864 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн ОлегВЛ Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1704
  • Репутация: +114/-14
Пару лет назад увидел на Авито объявление о продаже детской электрогитары Ibanez Mikro. Я решил приобрести её для дочери, чтобы она мои гитары не трогала (в то что она соберётся играть, мне слабо верилось). И вот я приехал на встречу с продавцом. По инструменту было видно, что он совершенно не юзанный, гриф абсолютно прямой (что для Ибанеза большая редкость), но на головке грифа зачем-то был прикручен ритейнер от гитары с флойдом, при этом родные некошерные ритейнеры тоже были на месте. Меня это не смутило, поскольку основным критерием при покупке гитары с рук я считаю прямизну грифа, всё остальное я могу исправить. Как потом оказалось, предыдущий владелец видимо пытался боротся с тем, что гитара не то что не держала строй, но и настроить-то её было проблематично, при том, что мензура была отстроена.

Первым делом я поставил новые струны — десятку, поскольку стоявшие на гитаре струны девятого калибра болтались, как сопли, из-за короткомензурности инструмента. Тут выяснилось, что бридж установлен так, что отсроить мензуру можно только с родными струнами. Для того, чтобы пододвинуть сёдла в требуемую позицию пришлось подпилить их надфилем изнутри, иначе струна дико перегибалась и убрать пружины на сёдлах 3, 5 и 6 струн. После проведения данных махинаций я надеялся, что проблема будет решена, но не тут-то было — сразу после настройки строй куда-то уплывал, и не возвращался.

Под подозрение попали колки и ритейнеры. Известно, что ритейнеры, стоящие на дешманских гитарах, способствуют сильному перегибу струны в месте касания с ритейнером, в результате, наблюдается некоторая заторможенность в настройке струны и уплывание строя при качании рычагом. Кроме того, ритейнеры должны быть установлены таким образом, чтобы обеспечить оптимальный перегиб струны на пороге — с одной стороны должен обеспечиваься оптимальный прижим струны, чтобы она не «подзвенькивала», а с другой стороны перегиб не должен быть сильным, чтобы не было  «излома» струны на порожке, который также приводит к заторможенности при настройке гитары. На всех гитарах, с которыми мне доводилось иметь дело, даже на достаточно дорогих, ритейнеры стояли как попало. Я поставил на Ибанез Микро кошерные ритейнеры, якобы «фендеровские» ( http://guitarparts5150.ru/Ritejnery-fender-american-vintage-hrom-p-1132.html ), высоту ритейнеров отрегулировал при помощи замены цилиндриков и их комбинации — к тому моменту у меня их с разных гитар накопилось достаточно. Перегиб пятой и шестой струн на порожке регулируется способом намотки струны на колок — тут проблем не возникло, в итоге все струны имели одинаковый перегиб, но стабильности строя это не способствовало. (см. фото.)

Нетронутыми остались только колки. Подобные колки стоят на всех дешманских гитарах именитых производителей (Скваер Буллет страт, Ямаха Ф310, Ибанез Гакс) и на всех ноунейм гитарах (Коломбо, Миранда, Флайт). Но на тех гитарах настройки хватало на исполнение пары-тройки песен, а тут строй совершенно не хотел держаться. Очевидно, что колки необходимо было менять. Родные колки имели передаточное отношение 1:16. Очевидно, что с меньшим отношением ставить колки смысла не было, поскльку небольшой поворот колка уже сильно изменял высоту тона из-за того, что струна короткая. Я прикупил колки Готох с отношением 1:18. И вот тут то я окончательно убедился, что инженеры фирмы Готох — дятлы. Они понапридумывали всяких там регулируемых штоков, локовые колки и прочую хрень, всё для того, чтобы строй держался железно, а гитаристы были счастливы, но при этом они не знают, что профиль штока колка должен быть симметричным, чтобы можно было правильно намотать пятую и шестую струны. Ради каких-то понтов они на всех колках подрезали штоки сверху. Для гитар с пером, установленным под углом, это не критично, а вот для гитар с прямым пером данный вариант не подходит. К счастью места для правильной намотки шестой струны еле-еле хватило и теперь с новыми колками гитара держит строй железно. Вообще считаю, что выпуск гитар Ибанез Микро — это такое же преступление перед молодым поколением, как и выпуск гитар Урал в прежние времена.

До этого случая я уже имел дело с винтажными колками фирмы Готох — прикупил их на Авито для своего Скваера с большой головой — по моему мнению для такой головы подходят именно винтажные колки. Немного повозился с их установкой (проблема в том, что межцентровое расстояние было больше, чем требуется) и тут выяснилось, что намотать нормально шестую струну проблемматично из-за маленькой высоты штока. Тогда я это просто списал на особенность винтажных колков, но видимо проблема глубже — в безграмотности инженеров Готоха. Для того, чтобы иметь возможность намотать струну должныим образом пришлось обратиться к знакомому стоматологу и алмазным бором проточить канавку для заделки струны (см. первый пост на следующей странице). Можно сказать, что проблема решена, но было бы лучше, если бы шток изначально был длинее.

Кому-то все эти махинации могут показаться смешными и бестолковыми заморочками, однако это не так. Очевидно, что если струна «сходит» непосредственно с оси, то и настраиваться гитара будет проще и строй будет стабилнее, чем в случае когда струна при сходе с колка перегибается на соседних витках струн. Я могу свои гитары не настраивать по несколько дней, хотя на всех них стоят простые колки, причём у некоторых передаточное отношение равно 1:14. И ни разу у меня не возникло мысли о покупке локовых колков.




« Последнее редактирование: Января 16, 2016, 23:08:26 от ОлегВЛ »

Оффлайн AZG

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 89911
  • Репутация: +9871/-1413
  • Санкт-Петербург
    • AZG CUSTOM
Бред! Если берешь локовые колки, особенно 510-й серии, то для прямой головы надо с регулировкой высоты. Тогда ничего не надо будет подтачивать и переделывать. И локовые колки подразумевают по сути пол оборота струны, там не надо делать приведенные на фотках финты.

На счет винтажных - везде, где видел, намотка струны идет вниз, а не вверх. Таким образом без проблем можно сохранить угол перегиба. И там тоже хватает пары витков. Остальное ритейнерами.

Оффлайн ОлегВЛ Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1704
  • Репутация: +114/-14
Бред! Если берешь локовые колки, особенно 510-й серии, то для прямой головы надо с регулировкой высоты. Тогда ничего не надо будет подтачивать и переделывать. И локовые колки подразумевают по сути пол оборота струны, там не надо делать приведенные на фотках финты.
Я взял обычные, не локовые. Стояли дешманские колки и никакой регулировки высоты не требовали, а покупать колки, которые дороже самой гитары - это ли не бред. Я не ожидал от Готоха такой подставы. Но в принципе всё обошлось и пока моя основная гитара ремонтируется я на микрике сам поигрываю. Я на неё датчики поставил от Ибанеза Джем Джуниор, которая у меня когда-то была (продал и перекрестился), и звучит она теперь сносно.

На счет винтажных - везде, где видел, намотка струны идет вниз, а не вверх. Таким образом без проблем можно сохранить угол перегиба. И там тоже хватает пары витков. Остальное ритейнерами.
Ну насчёт винтажных колков не знаю, поскольку по-настоящему винтажных колков не видел, но если намотать шестую струну сверху вниз на тех, что у меня, то перегиб будет большой.  Они ещё и сами по себе низкие. Кстати предыдущий владелец снял их с американского страта и поставил как раз с регулировкой высоты. Потом наделаю фоток с одним и другим вариантами намотки и выложу - сейчас гитара разобрана. Могу даже родные поставить ради такого случая и показать как было - тоже никакой регулировки высоты не требовалось.

Вообще на истину в последней инстанции не претендую - просто у меня такие заморочки. Я просто поделился своим опытом. Кто не верит - может проверить и решить, что ему лучше подходит.
« Последнее редактирование: Января 15, 2016, 00:42:17 от ОлегВЛ »

Оффлайн AZG

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 89911
  • Репутация: +9871/-1413
  • Санкт-Петербург
    • AZG CUSTOM
У Гото 510-я серия самая дорогая. За те-же деньги легко берется 381 например и с локом и регулировкой высоты. Просто надо изучить что предлагает фирма, а не обвинять ее во всех грехах. Твои колки предназначены для гитар с наклоненной бошкой.

На счет винтажных - я про тип как таковой. На фото гриф Скваера... И угол зависит от потребностей. Я вот предпочитаю побольше, отдача выше. Ты можешь любить небольшой, струны мягче, легче ходит через порог при работе тремоло и т.п.

Оффлайн ОлегВЛ Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1704
  • Репутация: +114/-14
У Гото 510-я серия самая дорогая. За те-же деньги легко берется 381 например и с локом и регулировкой высоты. Просто надо изучить что предлагает фирма, а не обвинять ее во всех грехах. Твои колки предназначены для гитар с наклоненной бошкой. 
Но большие передаточные отношения только у 510 серии. У 381 серии отношение 1:16 и как показала практика этого недостаточно для комфортной настройки короткомензурной гитары. А для обычной гитары они будут норм - у меня на Ямахе пацифике 1:14 нормально держат. Локовые колки и колки с регулировкой высоты 381 серии всё равно дороже получаются, чем те , что я взял.
С названием темы конечно погорячился, но где, блин, написано, что 510 серия только для гитар с наклонным пером? У них на сайте штоки колков в схемах вообще схематично изображены.
« Последнее редактирование: Января 15, 2016, 00:59:05 от ОлегВЛ »

Оффлайн AZG

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 89911
  • Репутация: +9871/-1413
  • Санкт-Петербург
    • AZG CUSTOM
ОлегВЛ, Конкретный вид для таких голов. В 510-й серии есть и со всеми регулировками, локами и т.п. И да 21:1 шикарно! Но в случае твоих 18:1 уже менее интересно... Ну раз есть, то почему бы и нет :)

И повторюсь - 381-е ощутимо дешевле при практически аналогичных параметрах. 16:1 с локом и возможностью подзатянуть бутон вполне достаточны. А вот винтаж я бы брать не стал - слишком много минусов чтобы с ними вообще никогда не связываться.

Оффлайн ОлегВЛ Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1704
  • Репутация: +114/-14
А вот винтаж я бы брать не стал - слишком много минусов чтобы с ними вообще никогда не связываться.
Большая стратовская голова и винтажные колки просто созданы друг для друга. Да - проблемы есть, но в своём случае я их практически устранил. Кроме того, брал я их с рук за косарь, практически не юзанные. У них передаточное отношение 1:15, строй держат нормально.

... и добавил:

И повторюсь - 381-е ощутимо дешевле при практически аналогичных параметрах. 16:1 с локом и возможностью подзатянуть бутон вполне достаточны. А вот винтаж я бы брать не стал - слишком много минусов чтобы с ними вообще никогда не связываться.
Поезд ушёл. Это сейчас можно спокойно рассуждать, что хуже, что лучше, а когда я их выбирал, то у меня в голове всё уже перемешалось.
Но проблема с нестроевичем решена и это главное.
« Последнее редактирование: Января 15, 2016, 01:22:08 от ОлегВЛ »

Оффлайн AZG

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 89911
  • Репутация: +9871/-1413
  • Санкт-Петербург
    • AZG CUSTOM
Большая стратовская голова и винтажные колки просто созданы друг для друга. Да - проблемы есть, но в своём случае я их практически устранил. Кроме того, брал я их с рук за косарь, практически не юзанные. У них передаточное отношение 1:15, строй держат нормально.

Держат пока свежие. Как разболтаются уже ничего не поможет. У них физически отсутствуют регулировки фрикционности и нормального прижима оси. Такие только в мусор. На Фендере и Гибсоне это поняли и на топовые модели не ставят.

Цитировать
Поезд ушёл. Это сейчас можно спокойно рассуждать, что хуже, что лучше, а когда я их выбирал, то у меня в голове всё уже перемешалось.
Но проблема с нестроевичем решена и это главное.

ну да  ;)

Оффлайн ОлегВЛ Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1704
  • Репутация: +114/-14
Держат пока свежие. Как разболтаются уже ничего не поможет. У них физически отсутствуют регулировки фрикционности и нормального прижима оси. Такие только в мусор. На Фендере и Гибсоне это поняли и на топовые модели не ставят.
Время покажет. Пока я на Скваере всякие эксперименты ставлю, чтобы потом, если вдруг соберусь что-нибудь под себя заказать, то уже конкретно знать, чего хочу и не заказывать гитару с прицелом на перепродажу. Сейчас вот поставил суперсвич, чтобы добавить возможностей коммутации хамба и немного развернул его, т.к. при стандартном положении всё время его случайно переключаю.
Надеюсь, что данная тема кому-то полезна будет, хотя детские гитары у нас мало распространены.

Оффлайн AZG

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 89911
  • Репутация: +9871/-1413
  • Санкт-Петербург
    • AZG CUSTOM
Время уже показало. Повальная замена Клусонов тому пример.

Оффлайн razorgolf

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1463
  • Репутация: +96/-2
AZG, А можно поподробнее про Клусоны, я наверное что-то пропустил. Речь о колках такого типа или о конкретном производителе? На двух гитарах стоят колки винтажного типа(fender и похоже gotoh, либо что-то безымянное похожее) и никаких проблем с ними не испытываю.

Оффлайн AZG

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 89911
  • Репутация: +9871/-1413
  • Санкт-Петербург
    • AZG CUSTOM
razorgolf, По сути все колки такого типа. У Гото слегка все получше из-за нормальной фиксации основного вала. У остальных срок службы минимум раза в три ниже колков с отдельным бутоном и толковой фиксацией осей и червячной передачи. Если у Клусонов разбалтывается крышка, то ось с бутоном начинает болтаться и теряется фрикционность передачи. В совокупности с достаточно приличным люфтом основной оси получаем недержание строя даже с супер-узлами и т.п. Колок сам по себе начинает раскручиваться под натяжением струн. А если еще и подогреть до размягчения смазки, так вообще катастрофически. Народу менял несколько раз ибо восстанавливать там уже нечего.

У конструкции как например Гото 510 на картинках выше, все существенно лучше. Колок притягивается к голове большой гайкой, которая имеет куда мЕньший люфт. Оси зафиксированы в своих посадочных местах без возможности возникновения люфтов, червяк фиксированный, бутон дает возможность регулировать фрикционность передачи, позволяя настроит удобное соотношение плавности хода и удержания строя.

На дворе 21-й век, космические и нанотехнологии. А Клусоны все так и ставят  :pozor: Да, пока свежие вроде и проблем нет. А лет через 5-6 начинается свистопляска. А если инструмент боевой, то и года три достаточно.

Оффлайн razorgolf

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1463
  • Репутация: +96/-2
AZG, Понял, спасибо!
Гитары не боевые(и не сильно свежие, 20 и 10 лет), используются для проверок оборудования(при ремонте), ну и поиграть под настроение. Т е колки крутятся не часто и я так понимаю. что пока всё работает, можно не заморачиваться.

Оффлайн AZG

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 89911
  • Репутация: +9871/-1413
  • Санкт-Петербург
    • AZG CUSTOM
razorgolf, Все верно, тем более при таком применении. А вот на концертах или в студии уже принципиально.

Оффлайн TramHijacker

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3671
  • Репутация: +789/-2
  • In Soviet Russia a Gibson plays YOU!!
Прочитал, но нифига не понял, в чем проблема?
Прошу прощения, но больше похоже на неумение пользоваться колками, чем на проблемы у Gotoh.
Я использовал и нелоковые колки 510-й серии на страте, и локовые Gotoh 510-й серии, и винтажные Gotoh для страта и телека, и нигде не было никаких проблем со строем и работой колков.

Да, 510-е локовые довольно замутные по конструкции, и этот тот самый случай, когда требуется курнуть мануал перед использованием. Но это единственный их серьезный недостаток, имхо.