"Мастер и Маргарите" М.А.Булгакова следовало бы дать подзаголовок "Справедливая месть" в отличие от "Страшной мести" Н.В.Гоголя. Гоголь - любимый писатель Булгакова. Он называл его своим учителем. И Булгакову, загнанному, не имевшему возможности реализовать свое творчество ни в печати, ни на сцене, и с перспективой просто умереть с голоду, не раз приходила мысль об ответном ударе, о мести обидчикам, гонителям. Потому что для человека, утверждает Гоголь, "нет большей муки, как хотеть отомстить и не мочь отомстить". У Гоголя суд над убийцей брата вершит Бог. Почему же Булгаков не избрал Бога орудием мести. Может потому, что Бог и сына своего не спас от страшной и позорной смерти? Или по Бродскому?: "в ушную раковину Бога, закрытую для злобы дня, шепни всего четыре слога: прости меня!" Или в согласии Г.Гейне: "Там в небесах не стало Бога, а под землей скончался черт".
Роман состоит из трех частей: они объединены идеей иерархии, верховенства христианских нравственных ценностей: права, закона, справедливости, милосердия, любви. Право и закон присвоили себе деятели от литературы, культуры и различных властных структур: все те, кто "гнобил" Булгакова. И помощь своему перу-"штыку" он призывает силы, которые "вечно хотят зла, но вечно совершают добро". Воланд и иже с ним, вершат справедливый суд над обидчиками Булгакова.
Милосердие нам являет Иешуа Га-ноцри. Взаимоотношения Сталина и Булгакова находят отражение в отношениях Понтия Пилата и Иешуа. Пилата и Га-ноцри соединяет некая таинственная мистическая связь. Пилат предпринимает несколько попыток спасти Иешуа. Он опускается до угроз первосвященнику Каифе. Не подрузамевается ли под Каифой Каменев? В конце 20-х, начале 30-х годов он был достойным противником Сталина: зампредседателя Совнаркома и предс. моссовета, и директор института мировой литературы. А его отзыв на "Собачье сердце"?! Что "Это острый памфлет на современность, и печатать его ни в коем случае нельзя". Сталин был другого мнения: "Булгаков здорово берет! Против шерсти берет! Это мне нравится!" Благодаря вмешательству Сталина Булгаков становится режиссером в МХАТе, ставит свои пьесы.
Что потрясает в части о Пилате и Иешуа - так это акт милосердия. Целую вечность мучают Пилата головные боли и больная совесть. Он знает, что Га-ноцри не держит на него зла и обиды. Эти чувства Иешуа неведомы - для него все люди добрые. Пилдату хочется вычеркнуть из памяти эту страшную казнь и избавиться, наконец, от мук совести. И он с такой болью, тоской и надеждой спрашивает Иешуа: "А может казни-то и не было?" И Иешуа отвечает с улыбкой: "Конечно, не было". Эти слова милосердия - это совершенно гениально. В мировой лит-ре много примеров прощения, примирения. Но чтобы тот, кого обрекли на страшные муки, сказал тому, кто вольно или невольно обрек на эти муки: "Не мучай себя, ничего этого не было, это тебе только приснилось". Такого не встречала
Мельникова М.А., г.Елец