Большая проблема наших доморощенных критиков гранжа, что они недокормленные дети совка, которые в своё время не наелись гитаризмом 80-х и всё никак наесться не могут. Застряли там. На Западе же в то время у основной массы слушателей этот гитаризм 80-х уже из ушей обратно выливался, поэтому и уцепились за новизну гранжа. Понятно, что старую собаку новым трюкам не научишь, но в целом, если научиться задаваться вопросом "а что здесь было нового для людей того времени?" то может получиться хотя бы отстранённое понимание.
Гранж на западе возник, потому что гитары и усилки стали доступны.
В 1950-1970 гитара стоила как половина подержанного автомобиля. А рок группы того времени на каждой конц площадке втыкались в местное оборудование.
Поэтому гитарами перед гранжем владели виртуозы, ибо не было смысла вкладываться в огроменно дорогой эксплорер, если не умеешь играть.
А когда гитары смогло покупать всякое мурло, то возник панк, и панк, облагороженный ксп и туристско-песней логичным образом перетек в гранж.
"Купили гитары, а играть не умеем"
"каждый может так" - вот денежная составляющая гранжа от продюсеров. Панк был слишком агрессивен, слушатели панка не имели денег, а гранж удалось оседлать и доить бабло у более развитой публики, нажимая на соски кошельков у не очень привиредливых слушателей.