Мировое государство может быть вполне логичной ступенью к полному отмиранию государства, так что не так уж и "печально".
Только в одном случае - по Питириму Сорокину: если вместо силового права на смену придет идеационное.
Сорокин писал: «Когда общество освобождается от Бога и от Абсолюта и отрицает все связующие его моральные императивы, то единственной действенной силой остается только физическая сила».
Чувственная этика и чувственное право в современном обществе подмяты философией утилитаризма, гедонизма, релятивизма, что обусловило их девальвацию. Культ насилия и бездумного соперничества между людьми является ярким проявлением этого кризиса. Они привели к трагедии человека чувственного общества: «Лишая человека всего божественного, чувственное умонастроение, этика и право понизили его до уровня элек- тронно-протонового комплекса и рефлекторного механизма, не имеющего никакой святости и телоса»[2].
Вернуть человеку его святость, его истинную цель нынешнее право и этика уже не в состоянии, ибо сами зашли в тупик. По мнению Сорокина, «без перехода к идеациональной этике и праву, без новой абсолютизации и универсализации ценностей общество не сможет избежать этого тупика. Таков вердикт истории в отношении прошлых кризисов чувственной этики и права, и таким должен быть приговор в отношении настоящего кризиса». Поэтому каждый шаг по пути повышения «моральности права», укрепления его нравственного фундамента способен дать эффект некоторой «депрагматизации» права, но этого будет недостаточно."