Итак. У нас есть готовый микс, нам нужно закатать его на CD. Так нафига нужен "мастеринг" - сейчас я ее возьму, и прожгу болванку в Nero, и все дела?
Увы, не все так просто
. Сейчас я постараюсь объяснить, почему это так.
Я стою за определение "мастеринга" как "процесса адаптации записи под конкретный физический носитель, чтобы она гарантированно подходила под его (носителя) физические ограничения". Следовательно, сейчас нам нужно адаптировать нашу запись под запись на CD. Для этого первым делом мастеринг-инженер берет запись и... слушает ее
. Слушает долго и внимательно, одновременно "смотря" ее на спектроанализаторе. Во время прослушивания он определяет "характер" записи (жанровую принадлежность, используемые при записи инструменты) и ее действительный динамический диапазон.
А затем начинается самое интересное.
В зависимости от того, на какой рынок позиционируется данный конкретный альбом, мастеринг будет сделан _разный_, и предназначен он будет для прослушивания на совершенно разной аппаратуре. Например, для дорогого издания классической музыки мастеринг должен максимально использовать возможности CD как по частотному, так и по динамическому диапазону, так как конечный продукт позиционируется для прослушивания на дорогой высококачественной аппаратуре. А новый альбом Дженнифер Лопес позиционируется как "популярная музыка", и обязан играть одинаково (+/- какой-то приемлемый допуск) на любом "бум-боксе" от 49 долларов. В качестве показательного примера мне приводили альбом Ингви Мальмстина, который был записан с симфоническим оркестром - Concerto Suite for Electric Guitar and Orchestra. Он был издан одновременно на двух лейблах - на "классическом" и на "роковом", с разными "мастерами", по-разному использующими частотный и динамический диапазоны. Увы, у меня только одно издание, проверить не могу
.
Кстати, как показала практика (короче, достаточно открыть пару треков в Sound Forge), последний альбом Джо Сатриани тоже позиционируется как "популярная музыка"
, что и хорошо и плохо одновременно. Хорошо потому, что он хорошо продается. Плохо потому, что "звука" там на самом деле остается уже мало.
Дальше - чуть позже...