Shum_Records:Cubase – очень гибкая система и в ней можно автоматизировать практически все, что угодно!!!
Начнем с автоматизации параметров midi-трека. Для этого нужно раскрыть список доступных автоматизируемых параметров, нажав на плюсик слева внизу трека (при этом значок изменится на минус). По умолчанию выбран параметр Volume (громкость). Из раскрывающегося списка можно выбрать любой другой параметр, например Pan (панорама, баланс). Используем инструмент Draw и нарисуем по ключевым точкам некую кривую, которая будет управлять панорамой трека и как бы перемещать звук из одной колонки в другую.
Замечу, что кнопка R (read – читать) в свойствах трека стала активной (зеленой). Она разрешает Cubase считывать кривую автоматизации. Если её деактивировать, панорама будет оставаться на месте.
Другой способ создать кривую автоматизации – записать свои действия во время звучания композиции. Для этого нужно до воспроизведения нажать на треке кнопки R и W. Кнопка W (write – писать) разрешает запись изменений любых автоматизируемых параметров во время воспроизведения. Запустим композицию проигрываться и в нужном месте подвигаем, например, полозок Volume (громкость).
Получилась некая кривая загогулина. После записи автоматизации отожмите кнопку W трека, что бы в последствие не дай бог чего лишнего не прописалось. Заметьте, что во время записи кривая была более плавная и откликалась на малейшие изменения громкости, а после останова большинство ключевых точек исчезло. Так действует алгоритм оптимизации в Cubase, удаляются «лишние» точки, что бы не захламлять проект командами изменения громкости, которые не будут заметными на слух. Многих может не устраивать несколько грубое воздействие данного алгоритма. Но все можно настроить! Лезем в File > Preferences > Editing, и регулируем слайдер Automation Reduction Level.
Если поставить полозок в положение min, то алгоритм сглаживания кривой автоматизации будет полностью выключен.
На этом чудеса автоматизации не заканчиваются. Аналогичным образом можно автоматизировать включение/выключение миди-эффектов, назначенных для данного трека (например, попробуйте поставить миди-арпеджиатор Apache 5, в Inserts и включать/выключать его автоматически во время проигрывания). Более того, можно теперь автоматизировать любые параметры внутри этого инсерта. Для этого в раскрывающемся списке автоматизируемых параметров выберем пункт «more…». Откроется окно Add Parameter, в котором можно выбрать целую кучу параметров.
Миди-треки можно автоматически включать или выключать во время воспроизведения, если автоматизировать параметры Mute или тот же Volume. Мьютированный трек не посылает команды VST-инструментам, соответственно, какие бы команды не поступали с этого трека, звучать ничего не будет. Это полезно вот в каком случае:
Например, вам нужно во время звучания композиции переключаться с одного инструмента на другой, заданных на различных миди-треках с разными VST-инструментами. Можно было бы в нужные моменты времени просто делать активным тот или иной трек, но на живых выступлениях некогда лезть к клавиатуре или мышке. В этом случае и приходит на помощь автоматизация параметра Mute. Только после создания автоматизации при живой игре нужно сделать активными все те треки ( и все раскрытые параметры автоматизации), звуками которых вы будете играть вживую.
Гораздо проще будет обстоять дело, если все необходимые пресеты содержатся в одном VSTi. Тогда достаточно будет использовать автоматизацию единственного миди-трека. Пресеты назначенного на него VST-инструмента переключаются двумя способами:
1) Вставкой миди-контроллера Program Change (изменить программу/пресет). Для этого сделаем активным часть миди-трека, где нужно переключить пресет, в меню midi выберем пункт Open List Editor. Откроется окно – список всех миди-команд. Выберем в списке insert type (тип вставки) пункт Program Change, и карандашиком вставим в нужное место на шкале времени контроллер. Затем нужно изменить его значение на номер нужного пресета (нумерация обычно начинается с нуля).
2) Если ваш VSTi не реагирует на миди-команды изменения пресетов, придется автоматизировать сам VST-инструмент. Например, возьмем Korg Wavestation. Раскроем трек VST Instruments, найдем нужную нам копию плагина и раскроем список доступной автоматизации. Кроме параметра Volume нашего VSTi можно автоматизировать параметры Mute и Program List. Нас интересует последний. Рисуем карандашиком ключевые точки изменения пресета. В отличие от плавного изменения громкости, параметры Mute и Program List изменяются скачком, ступенькой.
На рисунке видно, что для одного инструмента можно автоматизировать сколько угодно параметров, нужно просто раскрывать плюсики и выбирать в раскрывающихся треках необходимые свойства.
В общем-то, все вышерассмотренные правила справедливы и для аудио-треков. На них можно автоматизировать громкость, панораму, включать\выключать инсерты и посылы, автоматизировать изменение, например, атаки компрессора и много чего еще (поэкспериментируйте для развлечения с автоматизацией частоты среза высоких частот параметрического эквалайзера или даже получите эффект вау-вау, сдвигая горб полосы эквалайзера вдоль оси частот).
Небольшое замечание – очень часто дискретная автоматизация не сохраняется активной. После перезапуска проекта приходится ее активировать (просто нажать кнопку R в свойствах трека автоматизации). С «аналоговой» автоматизацией таких проблем никогда не было.
Автор статьи: Смирнов Алексей Юрьевич
(aka SHUM_Records).
ICQ: 224-570-020
e-mail: SHUM@ivnet.ru
[вложение удалено Администратором]