Обработку вокала я веду по следующей схеме:
1) Для начала записанный голос долго и тщательно обрабатывается эвалайзером. Если микрофон использовался хороший и писалось грамотно (в заглушенном помещении), то можно лишь немного скорректировать голос параметрическим эквалайзером, в котором лишь один настраиваемый фильтр или несколько регулируемых полос (обычно не более 4). Я в качестве него использую встроееный эвалайзер микшера Cubase SX. Если запись на слух явно обладает плохой АЧХ, то можно реанимировать такой звук графическими эквалайзерами (полос так на 20...32). Использовать в таком случае нужно только качественные эквалайзеры (например TC Native EQ Graphic).
Важно: Эквалайзеры используйте только как последовательный эффект (Insert). Параметрические эквалайзеры позволяют прослушивать обрабатываемый вокал вместе с остальным миксом. Пользуйтесь данной возможностью, чтобы скорректировать АЧХ голоса под конкретную музыку. Если производительность компа не позволяет, то придётся обрабатывать голос отдельно (например в том же Фордже). Шумоподавители использовать крайне нежелательно (уж только если запись велась на встроенную звуковуху и микрофон от гарнитуры :-) ), всего этого при желании можно добиться и эквалайзером.
2) По желанию и соответственно композиции можно включить дилей, лучше его использовать иногда, а не по всей песне (на концах ключевых фраз или т.п.), также лучше подсчитать время задержки в зависимости от ритма (на многих VST-плагинах уже есть настройка синхронизации задержки с ритмом). По всему треку можно повесить дилей небольшого уровня, раскидывающий голос по каналам. Получиться должно так: основной голос идёт по середине, далее с разными задержками и гораздо меньшей громкостью повторяется сначала в одном, а потом в противоположном канале. Очень расширяет стереобазу и придаёт интересный художественный эффект.
3) Затем голос практически в любых случаях обрабатывают ревером. Здесь также действуют правила, описанные для п.1. Лучше использовать качественные реверы (между прочим советую обратить внимание на всю подборку плагинов TC Native, Timeworks и Waves, здесь есть всё для обработки вокала и для финального сведения/мастеринга). Ревер на качество проверить легко - берёте звук бас-бочки и смотрите что с ним будет после ревера, если слышен "песок" в хвосте ревера, звук рассыпается или вызывает иные неприятные ощущения, то про такой ревер лучше забыть и подыскать альтернативу получше. Опять же, крутите ручки ревера во время воспроизвежения всего микса, обычно при отдальном прослушивании голоса эффект кажется намного сильнее и может возникнуть ситуация, что в миксе голос окажется сухим. Правильно выбирайте алгоритм и настройки ревербератора. Для лирики и блюза подойдет настройка с длинным хвостом (Decay) или, что одно и тоже, с "комнатой" большого объема, большой задержкой (Pre-Delay), или, если используется "цветовая" настройка (Color) - красный режим. Для более "сухих" стилей и коспозиций с ярко выраженным и быстрым ритмом - настройки наоборот. Кстати время спада хвоста ревера не должно превышать один бит (max Decay [с] = 60 / темп песни [уд/мин]). Эффект реверберации применяется тоже в режиме вставки, т.к. все плагины имеют регулятор соотношения "чистого" и обратотанного сигнала, т.е. сам эффект идет в параллель уже в самом ревере. Глубину и тип эффекта реверберации выбирайте согласно остальной музыке, иначе может получиться что ударные слышны как из маленькой комнаты, а голос звучит из огромного зала, такого в природе не бывает :-).
4) После этих манипуляций заключительным эффектом ставится компрессор. Тип и величина компресси подбирается на слух в зависимости от материала. Скажу только что голос и электро гитара трубуют в большинсте случаев очень глубокой компрессии по сравнению с другими инструментами. (Например ударные лучше вообще не подвергать отдельной компрессии, иначе сильно меняется характер атаки). Компрессор в некоторых случаях используют как посыл (но только в некоторых).
5) Все остальные виды плаинов (Chorus, Flanger, Phaser) применяются исключительно для получения необычного голоса и только как "художественный" эффект. Тут никаких рекомендаций нет, только ваша фантазия. Как их ставить (как Send или Insert) решать тоже вам, слушайте, экспериментируйте. Но опять же в основном на выходе всех плагинов содержится как Dry так и Wet (исходный и обработанный сигнал). Ставьте последовательно и крутите вышеназванную ручку(и).
Кстати что касается хоруса, лучше записать голос два раза и эти две дорожки разветси в разные каналы (по 70...80% влево и вправо). Если два раза петь лень, то можно вместо второго голоса взять первый, но с небольшой задержкой (5...20 мс). Между прочим, на сколько я понял, таким образом и получают специфический голос Децла и Глюкозы.
Вышеназванные эффекты используйте где-то между эквалайзером и компрессором. Также обратите внимание, что на характер звучания влияет порядок следования эффектов последовательной обработки.
Неплохо было бы заняться и более профессиональными обработками, типа деессера или даже питч-корректором, но я не привык их использовать, лучше уж взять на запись хорошего вокалиста ;-D.
На этом пока достаточно. Читать уж устали наверное. За более детальными настройками каждого плагина рекомендую обратиться к соответствующей литературе. Если кому интересно - обращайтесь, подскажу что почитать или кину немного инфы по звукорежиссуре.