Califf2000, прочитал первое сообщение упомянутого товарища - возникло подозрение на демагогию. Когда прочитал про интонации пения и разговора - дальше не читал. Если он музыкант хорошего уровня и хорошо знает джаз, то надо молится на все его суждения? Тем более, что он местами ахинею несет, как например, что джаз умер, все бяка, а раньше и медь была медной, и джаз джазистее...
1) на ф-но на каком-либо уровне играет большинство проф. музыкантов, не только скрипачи. А если не на ф-но, то других инструментах: бас, ударные... Если кто-то из музыкантов владел только одним инструментом - отдельного повода для гордости не вижу. Так же как и во владении скрипачами другими инструментами повода стыдиться.
2) амер. джазмены всегда относились с пренебрежением к скрипке в джазе, хоть и учились бла-бла...
Билл Эванс - серьезно занимался именно ф-но, а не скрипкой. Может, эта, плохо учились? Сложно представить, когда человек прекрасно владеющий инструментом будет относиться к нему с пренебрежением. Может проблема в степени владения очень непростым инструментом, тем более в джазе? Любить другой инструмент больше - да. Второй момент: скрипка настолько специфический инструмент, что самому его освоить на высоком уровне практически невозможно - нужна школа. Она существует - классическая. Большинство виртуозов, воспитанных в рамках классической школы там и остается, исполняя классику - там они востребованы плюс школу в карман не спрячешь. Еще - для скрипки очень желателен абсолютный слух и специфическая генетически обусловленная моторика для достижения выдающихся результатов (маленький гриф, особенности правильного звукоизвлечения и пр.), Для ф-но, гитары, сакса - физиологические требования или ниже или другие. Ну, и последнее - мода. Сейчас пропала мода на духовые - стало мало просто отличных исполнителей, не говоря о счастливых сочетаниях композитор/исполнитель.
3) скрипачи не создали бла-бла-бла... Сам же опроверг Янгом, что инструмент - не причем. Ничего, что многие выдающиеся/гениальные исполнители не писАли своего материала, который останется в веках, но это им не мешало отлично импровизировать и гениально интерпретировать чужие вещи? Может, они понимали, что лучше делать то, к чему у них дар? Джаретт - гениальный интерпретатор музыки, но не композитор. А Петруччиани оставил несколько шедевров, хоть и не был настолько технически оснащенным, как Джаретт. Колтрейн оставил после себя отличные вещи, Гетц - нет. Кстати, большинство вещей, ставших стандартами написаны не идеальными исполнителями или вообще людьми, не позиционировавшими себя как исполнители. Монк остался в памятине не как выдающийся исполнитель, а как композитор. То же касается Леграна. И тот, и другой отлично играли, тот вряд ли останутся в памяти как виртуозы исполнительства. Эванс смог себя проявить и как исполнитель, и как композитор. Потому и гений. Таких в истории джаза вообще единицы. Как обратный пример, могу назвать Питерсона: прекрасный исполнитель, известен как композитор. А кто с ходу сможет вспомнить его стандарты, сравнимые по узнаваемости с Waltz for Debby? Жобим был рядовым гитаристом, но оставил массу стандартов. Пьяцолла вообще не был джазменом в полном смысле слова, играл на экзотическом банданеоне. Оставил массу стандартов. Дальше продолжать?
Композиторство и исполнительство - разные вещи. Тот же Колтрейн в техническом плане не был совершенным исполнителем. Он брал другим. Кто помнит "великого" пианиста Эллингтона? Да, неплохо играл, как и десятки/сотни тысяч...
Поэтому привязка к инструменту - полный бред, хотя статистика показывает, что самое обширное композиторское наследие после себя оставили пианисты, а никак не духовики, чьи инструменты якобы номер 1 в джазе. Причем пианисты не всегда выдающиеся именно как пианисты. А если копнуть дальше, то многие джазовые стандарты вообще написаны не джазменами.
И последнее... Про стандарты, рил буки и прочее. Каноническому Рил Буку уже лет 30 стукнуло. Многие песни Битлз уже де факто стали джазовыми стандартами. Black hole sun Саундгардена, Knives Out Радиохэд все чаще играют... Да есть масса достойной музыки, за последние 30 лет, которую еще не то что не заиграли вусмерть, а даже не начинали.
Короче, могу резюмировать: попытки развешивать ярлыки и все распихать по полкам выглядят как минимум смешно.