Автор Тема: Джаз  (Прочитано 5979 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Alexander Lapin

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 728
  • Репутация: +76/-4
Re: Джаз
« Ответ #45 : Мая 29, 2011, 21:12:42 »
Это да, очень неплохо было бы)

Оффлайн Doc03

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 263
  • Репутация: +1/-0
Re: Джаз
« Ответ #46 : Мая 29, 2011, 21:38:10 »
в клубе

Оффлайн John.Stainless

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 948
  • Репутация: +100/-6
Re: Джаз
« Ответ #47 : Мая 29, 2011, 22:31:45 »
Господа, я буду вести нить темы, но если кому есть что добавить или прокомментировать - всегда вэлкам.

Для начала, краткий обзор истории джаза, его основных стилей/разновидностей и нынешнего состояния. Все это можно прочитать в интернетах и книгах. Но есть нюанс. Если первым делом наткнетесь на того же Юга Панасье или старорежимного любителя который считает, что настоящий джаз умер, когда появился бибоп или когда умер Майлз Дэвис, Колтрейн или любой другой кумир на выбор, советую не верить на слово и попытаться составить свое мнение по данному вопросу. Плевать в морду не нужно, а требовать доказательств бесполезно. Просто слушайте музыку и следуйте пословице "назови как хочешь, только в печь не сажай".

Итак, история и направления:
1) Рэг-тайм (изначально были не импровизационной музыкой). На основе рэг-тайма возник страйд - импровизационный фортепианный стиль, который жив до сих пор и некоторые современные джазовые пианисты им таки владеют.
2) Диксиленды.
3) Свинг. Вначале биг-бэнды, потом камерные формы, пригодные для выступления в клубах/танцполах, которые быстро выродились в бибоп в 40-х годах прошлого века. Сейчас есть такое направление, как неосвинг (осовремененный свинг). Некоторым интересно.

Типичный пример свинга позднего периода. Можно сказать, квинтэссенция:

COUNT BASIE Swingin' the Blues, 1941 HOT big band swing jazz

В рэг-таймах, диксилендах и свингах я ориентируюсь не очень хорошо и каких-то системных представлений о той эпохе у меня нет в силу малого интереса. Поэтому звиняйте, за путеводителем обращайтесь в другие источники. Скажу только, что музыка архаична, загнана в достаточно жесткие рамки канонов и традиций. Поэтому на любителя. Хотя отдельные образцы гениальны.

4) Бибоп. Как раз с бибопом и ассоциируется то самое "бессмысленное" пилилово с повизгиванием саксофонов, за которое народ так не любит джаз. Удивительно то, что бибоп, как чистый стиль активно существовал относительно недолго, лет 5, но джаз у большинства непосвященных ассоциируется именно с бибопом.

Ниже - прилизанный вариант бибопа для общего употребления:

CHARLIE PARKER & DIZZY GILLESPIE - LIVE

Начинать с него знакомство с джазом вряд ли стоит, потому что это музыка для музыкантов в чистом виде. Но именно бибоп позволил вырвать джаз из жестких стилевых, ритмических и гармонических рамок того времени и дал ему долгую жизнь. Самые яркие представители - Charlie Parker, Dizzy Gillespie остались ему верны пожизненно. Для многих других музыкантов, которых относят к отцам бибопа, это был лишь непродолжительный этап их музыкальной жизни, который позволил им оторваться от существующих догм и создать новое в самых разных направлениях.

5) Хард-боп - наследник бибопа. Существует до сих пор. По большому счету, весь современный фанк и фьюжн выросли из хард-бопа. Да и весь джаз в современном виде. Если коротко, то классический хард-боп - это "мелодизированный" бибоп. Часто мелодия или основная тема вырождена в риф. Основа мелодии/рифа изначально чаще всего имела блюзовую или соул основу. Период чистого хард-бопа: от середины 50-х до конца 60-х. В 60-х в джаз стал стремительно развиваться в самых разных направлениях - в сторону классики, этники, рока, авангарда.

6) Кул - спокойная, мелодичная форма джаза, часто основана на популярных лирических мелодиях и темах. Есть еще название West Coast Jazz. В принципе, то же самое что кул. Иногда, когда говорят джаз зап. побережья хотят подчернуть, что это оркестрованный или тяжело-аранжированный кул или мейнстрим. Со скрипочками там, виолончелями и прочими украшениями.

7) Европейский джаз. Очень общее название, которые объединяет кучу направлений от авангарда до этно-джаза и импровизационных форм музыки, близких к классической/академической. Играется не обязательно европейцами. Есть много американцев играющих такую музыку, встречаются выходцы из стран Азии/Африки.

8. Латина-джаз. Сюда входят импровизации на темы босса новы, танго, фламенко, кубинской музыки и прочего подобного. Очень разнообразен и не ограничивается Антонио Карлосом Жобимом.

9) Фьюжн. От широко известного Гатри Гована до малоизвестного Чика Кориа. Бывает и акустическим, не только фанковым электрическим. Часто плотно смыкается с этно-джазом.

10) Авангардный джаз, фри-джаз. Затрагивать не буду, не знаток.

11) Мейн-стрим. В наше время сюда попадает все что угодно, от хард-бопа до не очень примитивного фьюжна. Говорят, когда хотят подчеркнуть, что это традиционный джаз на идеологической основе кула или хард-бопа.

12) Smooth jazz/adult (смус/эдалт). Разновидность популярной музыки с элементами импровизации, джазовых гармоний и ритмов. Зародился в 70-х годах. Большая часть современных образцов напоминает профессионально исполненную бесконечную схематическую муз. жвачку, но есть достойные/интересные исполнители и вещи.

-----------------

Начну с большого пути в джаз для среднестатистического жителя просторов бывшего СССР, воспитанного на отечественной популярной музыке и шансоне. Мы все ж русские люди, в широком смысле ;D И это близкО даже тем, кто слушает блюз и разные коры :)
« Последнее редактирование: Мая 29, 2011, 22:51:54 от John.Stainless »

Оффлайн Doc03

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 263
  • Репутация: +1/-0
Re: Джаз
« Ответ #48 : Мая 29, 2011, 22:40:21 »
а кул где?

Оффлайн John.Stainless

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 948
  • Репутация: +100/-6
Re: Джаз
« Ответ #49 : Мая 29, 2011, 22:43:17 »
а кул где?

корректирую по ходу

Оффлайн Doc03

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 263
  • Репутация: +1/-0
Re: Джаз
« Ответ #50 : Мая 29, 2011, 22:45:38 »
круто!

фри-джаз Орнет Коулмэн яркий представитель,можно сказать основоположник (пластинка Free Jazz)
« Последнее редактирование: Мая 29, 2011, 22:54:17 от Doc03 »

Оффлайн anycolorsmith

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8844
  • Репутация: +2307/-9
  • Loving to live
Re: Джаз
« Ответ #51 : Мая 29, 2011, 23:18:02 »
Как стоит у кого-то в подписи:  фри-джаз - это пожар в зоомагазине... ;D

Оффлайн John.Stainless

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 948
  • Репутация: +100/-6
Re: Джаз
« Ответ #52 : Мая 29, 2011, 23:19:02 »
Начну с большого пути в джаз для среднестатистического жителя просторов бывшего СССР, воспитанного на отечественной популярной музыке и шансоне. Мы все ж русские люди, в широком смысле ;D И это близкО даже тем, кто слушает блюз и разные коры :)

В силу исторических и политических причин джаз в Советском Союзе был маргинальным муз. течением, поэтому эпохальных и достойных образцов очень мало, несмотря на достаточное количество великолепных музыкантов. Вот такой парадокс ??? В последние 10-20 лет ситуация потихоньку меняется, но в основном это или "европейский джаз", или "этно-джаз" или вторичный продукт в подражание американцам. Поэтому, как мне кажется, самым близкими и доступными джазовыми течениями для большинства наших соотечественников будут:

- "французский джаз", основанный на шансоне (французском!) и цыганской музыке (цыганский джаз или gypsy jazz). "Французский джаз" также испытывает сильное влияние северо-африканской и средиземноморской музыки. Поэтому в шансонных мотивах часто можно услышать алжирские/марокканские/тунисские мотивы. Ну а сам шансон во францию, как известно, завезли русские во времена Наполеона ;D Встречается примесь танго. В общем, очень разнообразное и интересное явление.

- "итальянский джаз". Отличается от французского большей американизированностью и меньшей этничностью. На стиль исполнителей очень сильно академическая подготовка. Особенно касается пианистов и трубачей. Есть влияние средиземноморской музыки (корсика, испания, италия).

- "скандинавский джаз" Очень сильное влияние скандинавской классики (Григ, Сибелиус). И русской тоже. Характерные черты: невысокий темп, отсутствие свинга, сильные фортепианные академические традиции, широкое использование народной музыки, симфонизм.

- "польский джаз". Более американизирован по сравнению с итальянским и скандинавским джазом.

Как показывают наблюдения, лучшие музыканты этих школ (да, это не столько направления, сколько джазовые школы со своими традициями) нравятся почти всем. При этом народ сильно удивляется, что современный джаз бывает и таким.

Далее по порядку пройду по европейским школам и музыкантам и приведу список альбомов, с которых можно попробовать начать.

Оффлайн doobopman

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 89
  • Репутация: +6/-0
  • Домосед
Re: Джаз
« Ответ #53 : Мая 30, 2011, 00:27:13 »
John.Stainless, хорошее дело замыслили.

К списку спившихся добавлю корнетиста Бикса Байдербека (Bix Beiderbecke). Умер, когда ему было 28. Как говорят забугорцы в своей Вики:
"Beiderbecke was one of the most influential jazz soloists of the 1920s". (http://en.wikipedia.org/wiki/Bix_Beiderbecke).

Stan Getz, хоть и был упомянут, но не могу не блеснуть  :p . Я же не зря вчера переслушывал старые подкасты «Слушать Здесь» (http://www.jazz.ru/listenhere/) - «наркомания, ограбление аптеки, год тюрьмы».

фри-джаз - это пожар в зоомагазине... ;D

Емко и метко...  :D

Внимательно слежу за обновлениями темы. Очень интересно. Спасибо.

Оффлайн John.Stainless

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 948
  • Репутация: +100/-6
Re: Джаз
« Ответ #54 : Мая 30, 2011, 00:32:06 »
Французская школа. Не все музыканты ниже - французы, но их можно отнести к французской школе.

Для затравки - Zaz. Открытие 2010 года. Собственно, это скорее шансон с элементами цыганского и североафриканского джаза. Но самое главное - есть импровизация. Инструментал посредственный, но общее впечатление - супер.


ZAZ - "Dans ma rue" acoustique

Zaz - Je Veux

На Ютубе есть масса роликов уличных выступлений. Впечатляет.

Альбом: Zaz - Zaz (2010)

---------------------------------------------------------------------

Richard Galliano. Выдающийся аккордеонист и импровизатор. В мировом all-time масштабе. Играет и на мелодике (помесь дудки и аккордеона). Основа его музыки - шансон, танго, средиземноморская музыка. Играл вместе с Астором Пьяцоллой (отец современного танго и серьезный композитор). Гениально играет танго.

Выше была пара роликов, которые дают представление о музыканте и музыке.

La valse a Margaux - Richard Galliano

Richard Galliano - Spleen

Написал несколько классных вещей, которые стали классикой аккордеонного репертуара и вообще: Waltz For Nicky, La Valse A Margaux.

Слышал около 30 альбомов, хорошИ все. Для начала могу посоветовать:
1985 - Spleen
1992 - Coloriage
1998 - French Touch
2007 - Luz Negra
2010 - Bach (играет популярные вещи Баха). Не джаз, но рекомендую.

---------------------------------------------------------------------

Michel Petrucciani. Один из выдающихся пианистов 20 века. На его физ. недостатках останавливаться не буду, суть не в этом и выдающийся он не по этой причине. Очень светлая и энергичная музыка. Узнал о его физиологических особенностях когда уже лет 5 слушал. Был шокирован несоответствием. Импровизировал чисто по-европейски, но с сумасшедшим драйвом и свингом. Это для тех, кто говорит, что европейцы вялые и не умеют свинговать. Короче, так как он, не играл никто. Говорят, что вначале подражал Билу Эвансу. Много слушал и не согласен. Влияние есть, но Петруччиани играл по-своему изначально. Записывал разные альбомы. От достаточно доступных рядовому слушателю до непростых джазовых. Оставил несколько прекрасных тем: Home, Brazilian Like, September 2nd...


Michel Petrucciani - Brazilian like - live!

Michel Petrucciani - Home

Michel Petrucciani - Live In Concert - September Second

Michel Petrucciani - Caravan

Для старта порекомендую:
1995-Conference De Presse c Eddy Louiss (Хаммонд-орган). Чисто европейский джаз 90-х, который своим драйвом, мелодикой и чувством меры рвет на части. Тычьте прямо в морду ретроградам, которые считают негры не умеют играть джаз. Вам возразят, что это не джаз, а джаз закончился на Каунте Бейси. Здесь можно смеяться ;D
1997-Trio In Tokyo
1997-Piano Solo
1997-Solo Live
1998-Live In Stuttgart

Похоронен в Париже рядом с Шопеном. Награжден орденом Почетного Легиона. За мужество. Один из немногих примеров, когда масштаб почестей соответствует масштабу личности.

Буду наполнять в фоновом режиме, продолжение - завтра.

Оффлайн Nothing Personal

  • Джемер
  • *****
  • Сообщений: 1540
  • Репутация: +367/-2
Re: Джаз
« Ответ #55 : Мая 30, 2011, 00:34:37 »
...

9) Фьюжн. От широко известного Гатри Гована до малоизвестного Чика Кориа....


  :D Вот это можно смело - в цитатник ;D

Оффлайн John.Stainless

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 948
  • Репутация: +100/-6
Re: Джаз
« Ответ #56 : Мая 30, 2011, 00:36:22 »
Французская школа. Не все музыканты ниже - французы, но их можно отнести к французской школе.

Для затравки - Zaz. Открытие 2010 года. Собственно, это скорее шансон с элементами цыганского и североафриканского джаза. Но самое главное - есть импровизация. Инструментал посредственный, но общее впечатление - супер.


ZAZ - "Dans ma rue" acoustique

Zaz - Je Veux

На Ютубе есть масса роликов уличных выступлений. Впечатляет.

Альбом: Zaz - Zaz (2010)

---------------------------------------------------------------------

Richard Galliano. Выдающийся аккордеонист и импровизатор. В мировом all-time масштабе. Играет и на мелодике (помесь дудки и аккордеона). Основа его музыки - шансон, танго, средиземноморская музыка. Играл вместе с Астором Пьяцоллой (отец современного танго и серьезный композитор). Гениально играет танго.

Выше была пара роликов, которые дают представление о музыканте и музыке.

La valse a Margaux - Richard Galliano

Richard Galliano - Spleen

Написал несколько классных вещей, которые стали классикой аккордеонного репертуара и вообще: Waltz For Nicky, La Valse A Margaux.

Слышал около 30 альбомов, хорошИ все. Для начала могу посоветовать:
1985 - Spleen
1992 - Coloriage
1998 - French Touch
2007 - Luz Negra
2010 - Bach (играет популярные вещи Баха). Не джаз, но рекомендую.

---------------------------------------------------------------------

Michel Petrucciani. Один из выдающихся пианистов 20 века. На его физ. недостатках останавливаться не буду, суть не в этом и выдающийся он не по этой причине. Очень светлая и энергичная музыка. Узнал о его физиологических особенностях когда уже лет 5 слушал. Был шокирован несоответствием. Импровизировал чисто по-европейски, но с сумасшедшим драйвом и свингом. Это для тех, кто говорит, что европейцы вялые и не умеют свинговать. Короче, так как он, не играл никто. Говорят, что вначале подражал Билу Эвансу. Много слушал и не согласен. Влияние есть, но Петруччиани играл по-своему изначально. Записывал разные альбомы. От достаточно доступных рядовому слушателю до непростых джазовых. Оставил несколько прекрасных тем: Home, Brazilian Like, September 2nd...


Les Grelots

Michel Petrucciani - Brazilian like - live!

Michel Petrucciani - Home

Michel Petrucciani - Live In Concert - September Second

Michel Petrucciani - Caravan

Для старта порекомендую:
1995-Conference De Presse c Eddy Louiss (Хаммонд-орган). Чисто европейский джаз 90-х, который своим драйвом, мелодикой и чувством меры рвет на части. Тычьте прямо в морду ретроградам, которые считают, что по-настоящему играть джаз и свинговать могут только негры. Вам возразят, что это не джаз, а джаз закончился на Каунте Бейси. Здесь можно смеяться ;D
1997-Trio In Tokyo
1997-Piano Solo
1997-Solo Live
1998-Live In Stuttgart

Похоронен в Париже рядом с Шопеном. Награжден орденом Почетного Легиона. За мужество. Один из немногих примеров, когда масштаб почестей соответствует масштабу личности.

Буду наполнять в фоновом режиме, продолжение - завтра.


... и добавил:

Пардон за дубликат. Убрать можно каким-то способом? Если модератор просматривает ветку, то просьба убрать первый постинг, а этот - оставить.


... и добавил:


---------------------------------------------------------------------

Django Reinhardt

Гитарист, который оформил (не придумал, а оформил) стиль цыганского джаза в том виде, в котором он существует и сегодня. Если проще - это помесь цыганской музыки с американским свингом. Поздние записи (конец 40-х, 50-е) прилично "американизированы" - оркестровка, типичная для небольших свинговых составов, наличие кларнетов. На любителя.

Для тех кто любит отечественных бардов и цыганщину - первая ступенька в джаз. Самые известные вещи: Minor Swing, Nuages, Djangology, Topsy, Blues Clair, Swing 48, September Song. Интересно, что Джанго играл и американские свинговые стандарты, вроде Saint Louis Blues, Lady Be Good, Jitterbug Waltz...

Сделал много записей со Стефаном Граппелли (о нем ниже).


Minor Swing - Django Reinhardt & Stйphane Grappelli

Django Reinhardt - Topsy - Paris 4 October 1947

Nuages - Django Reinhardt

Django Reinhardt - Swing 48

В память Джанго Рейнхардта записано огромное количество трибьютов.

Пианист и композитор Джон Льюис (до него тоже доберемся когда-нибудь) в 1953 написал пьесу Django как посмертное посвящение. На сегодня один из самых часто исполняемых джазовых стандартов. Ниже исполнения, которые мне нравятся из того, что есть на Ютубе:


Modern Jazz Quartet - Django

John McLaughlin & Jeff Beck DJANGO.m4v

Gabor Szabo - Django

Django (Grant Green)

... и добавил:


---------------------------------------------------------------------

Bireli Lagrene

Наверное, самый известный и плодовитый представитель цыганского джаза сегодня. Но его интересы не ограничиваются gipsy джазом. Записывал очень разные по стилистике альбомы, в том числе и электрические.

Если хотите послушать цыганщину в хорошем качестве и исполнении:

1980-Routes For Django
1981-Bireli Swing
1982-Fifteen
Эти три альбома записаны в подростковом возрасте, но исполнение недетское, с душой.

1985-A Tribute To Django Reinhardt
1999-Duet c Sylvain Luc
Плюс серия альбомов Gipsy Project. Больше других понравился с Ришаром Галльяно от 2001.


Birйli Lagrene - Minor Swing

Чисто джазовый альбом, с которого можно начать:
2006-To Bi Or Not To Bi

Другие джазовые записи, которые я слышал. Не для старта, но попробовать можно, вдруг понравится:
1986-Special Guests
1994-Live In Marciac
2009-Summertime c Sylvain Luc (отличный альбом)


Bireli Lagrene & Sylvain Luc- Isn't She Lovely

Bireli Lagrene & Sylvain Luc - Softly as in a morningsunrise


Фьюжн-альбомы:
1986-Stuttgart Area c Жако Пасториусом (мне не нравится, но считается классикой)
1988-Foreign Affairs
1990-Acoustic Moments
2000-Front Page c Джоном Маклафлином (супер)
2008-Electric Side (хорошо)


Front Page - Valbonne Song (Dennis Chambers)

... и добавил:


---------------------------------------------------------------------

Stephane Grappelli

Свинговый джазовый скрипач. Начинал вместе с Джанго Рейнхардтом. Стилю не изменял никогда. Т. е. если услышал несколько записей, то можно составить полное представление о всем творчестве. Оставил огромное количество записей. Начинать можно с любой. Если нравится, то материала хватит лет на пару. Особенность в том, что много сотрудничал с самыми разными музыкантами и в этом главный интерес - партнеры вносят в каждую запись что-то свое.


I Didn't Know What Time It Was

Stephane Grappelli & Michel Petrucciani - Misty

Stйphane Grappelli - Yesterday

Stйphane Grappelli, "Souvenir De Villingen"

Stephane Grappelli - Stephane Blues


... и добавил:


---------------------------------------------------------------------

Eddy Louiss, Хаммонд-орган.

Сольная дискография небольшая и мне лично не очень нравится, но коллаборейшны (совместные альбомы) с его участием - просто отлично. Для старта посоветую

1995-Conference De Presse с Мишелем Петруччиани
2001-Face To Face с Ришаром Гальяно


Richard Galliano & Eddy Louiss - Azul Tango

Richard Galliano + Eddy Louiss - Berimbau Sermao
« Последнее редактирование: Мая 30, 2011, 14:31:03 от John.Stainless »

Оффлайн phill

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 13988
  • Репутация: +8173/-336
  • любитель внести сумятицу
Re: Джаз
« Ответ #57 : Мая 30, 2011, 17:19:20 »
John.Stainless, огромное спасибо за краткий экскурс в мир джаза., Петручиани впечатлил, если не сказать просто ошеломил,, Всё что ему подарила судьба это музыка, и в ней он как видно реализовался во всей полноте.,
Если что-то знаете, то расскажите пожалуйста о великом кларнетисте Бенни Гудвине.,

Оффлайн John.Stainless

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 948
  • Репутация: +100/-6
Re: Джаз
« Ответ #58 : Мая 30, 2011, 19:12:28 »
John.Stainless, огромное спасибо за краткий экскурс в мир джаза.

Это начало. Вечером еще будет порция.

, Петручиани впечатлил, если не сказать просто ошеломил,, Всё что ему подарила судьба это музыка, и в ней он как видно реализовался во всей полноте.,

Он был нормальнее многих. Двое детей. Женился-разводился. Красивые женщины. Остроумный, веселый и просто хороший человек. Из того, что я читал о нем - несчастным его было назвать нельзя. Нес свой крест, занимался любимым делом и жил как умел. Огромную роль в его жизни сыграл отец, джазовый гитарист, формально любитель, по факту - профи. Он поддерживал занятия сына музыкой, потому что еще в детстве из Мишеля просто фонтанировал талант и любовь к музыке. Мишель записал с ним несколько альбомов. Блин, если бы на ГП было хотя бы несколько таких "любителей":


Michel and Tony Petrucciani - All The Things You Are

Если что-то знаете, то расскажите пожалуйста о великом кларнетисте Бенни Гудвине.,
О Бенни Гудмэне рассказать что-то интересное вряд ли смогу. Его биг-бенд сверкал в эпоху свинга, когда кларнет был главнее саксофона :) Та музыка - не "моя", поэтому глубоко не копал.

... и добавил:

Кстати, вопрос: как создать новое сообщение, если последнее в ветке - мое же? А то они добавляются... Не очень удобно.
« Последнее редактирование: Мая 30, 2011, 19:22:47 от John.Stainless »

Оффлайн Pitsot

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1229
  • Репутация: +285/-27
  • unpozorable 8)
Re: Джаз
« Ответ #59 : Мая 30, 2011, 19:27:15 »
подпишусь, интересно