Итак, господа присяжные заседатели, дело Бах против МакКартни по обвинению в плагиате сэра Мака объявляется открытым.
В основу его ложится чистосердечное признание сэра Пола в том, что он, будучи ребенком ковырял Бурре Баха и это в последствии натолкнуло на идею игры децимами (таких слов он до сих пор не знает, но демонстрирует их своей игрой). Сэр П. не только не стыдится своего поступка, но и даже бравирует этим - многократно рассказывая эту историю в разных интервью.
Почему же он так уверен в собственной безнаказанности? Может показаться, что он просто не боится Баха, так как они находятся в разных пространственно-временных локациях.
Но это только на первый взгляд. На самом деле учиться у великих и даже что-то заимствовать у них не считается позором, а только укрепляет связь веков, поколений, культур (тут уместно вспомнить Procol Harum с их хитом Whiter Shade Of Pale) и поднимает на новый уровень талант современного музыканта. Припасть, так сказать, к живительному источнику классики.
Однако в данном случае мы рассматриваем обвинение подзащитного в наглом плагиате.
И - да! Плагиат есть, господа присяжные заседатели. Но примите во внимание, что сэр Пол украл одну ноту. Ноту Си.
Но в его оправдание отмечу, что у Баха эта нота является пятой ступенью тональности Ми минор, а у сэра Пола - третью ступенью тональности Соль мажор. Это совершенно разные ноты!
Что касается остальных двух нот, которые показаны в видео, как признание в воровстве (шуточное), то у Баха это ноты из мелодического Ми минора - с# и d# (6 и 7 ступени E-moll), а у сэра П. - с и d (4 и 5 в G-dur). Конечно, для некоторых "лабухов" - "полтона не считается", но попробуйте спеть #4 и #5 в Соль мажоре . Но там и басы (то есть гармонизация) разные - у Баха движение баса от Соль вниз, у сэра - от Соль вверх.
Ритм фразы тоже разный.
Итого, на видео Пол показывает ход из трех нот - тональности разные, лады разные, гармонизация разные, движение баса разное, интервалы разные. На лицо - отсутствие плагиата, но есть влияние. Играя баховское Бурре сэр Пол узнал, как можно играть на гитаре - самостоятельные мелодия и бас, а не только "аккорды боем". В этом и гениальность - поймал идею и сочинил свою песню. Сколько гитаристов-классиков сыграли бурре и пошли мимо дальше?
Кстати, если бы я искал влияние этого Бурре на творчество, помимо Bip Bop Link, я бы указал на Yesterday - там гораздо больше общего с Бурре.
А еще есть теория, что Бах был заброшен из будущего в XVI в и прихватил с собой много музыки, в частности Пола МкКартни. Так что, неизвестно кто у кого...