1993г.
«Необычайный Джо»
Джо Сатриани отвечает на жесткую критику в свой адрес
Вспомните Джо Сатриани. Получив титул «самого техничного гитариста мира», и постоянно испытывая на себе критический взгляд со стороны других героев гитары, иногда это слишком тяжелая ноша для непритязательного гитариста. Говард Джонсон дает Джо возможность отыграться!
Черт возьми, Джо Сатриани своим статусом обязан гордиться! Талант (непреложный факт, вне зависимости, нравится ли вам его музыка или нет), должно быть это тяжкая ноша, которую приходится нести. Нужно быть готовым как к критике, так и к внимательному анализу, а когда вы по своему характеру скромны и консервативны, совершенно не хочется таскать на себе подобный титул.
«Идея пресловутого «героя гитары»», утверждает миниатюрный, лысеющий американец, «имеет определенную цель, но просто смешно и нелепо относиться к данной идее буквально. Это всего лишь модная фраза для того, чтобы воздать хвалу или выразить признание чужим достижениям. Я уверен в том, что многие обо мне бы не слышали, и я сам многих других музыкантов не слышал бы, если бы нас всех не возвели на пьедестал. Но еще можно стать заложником данного термина. Я с готовностью развею чужое представление обо мне, поэтому совершенно сознательно меняю настроение и палитру красок каждого своего альбома».
«Вот если бы я впервые приехал в деревню, и местные сельчане знали бы обо мне только на основе ими прочитанного, я вхожу в комнату и говорю: «Привет, Я – Джо», в этом случае можно было бы почувствовать разочарование и смущение присутствующих. Как обычный парень, играющий на своей гитаре я другим людям не интересен. Ты в обязательном порядке должен быть наркоманом и маньяком, бесконечно пилящим на своей гитаре. Подобный ярлык также может навредить, так как многие будут не в состоянии понять, что я не играю музыку для какого-то эксклюзивного клуба, что обычные слушатели, не увлеченные гитарной музыкой или даже металлом, не могут понять и полюбить мое творчество. СМИ нагнетают свою рекламу, и такое представление мне только лишь вредит. Меня понизили в должности до «одного из тех гитарных пилильщиков» и я теряю возможность расширить свою слушательскую аудиторию. В определенном смысле я дискриминирован. Однако, мне совсем не хочется ныть и жаловаться, мне просто все это не понятно».
Не считает ли Джо, что в современном музыкальном климате его имя опорочено такими группами, как Nirvana, The Black Crowes и даже Faith No More, в которых техника исполнения вторична по отношению к творческому подходу и самим песням?
«Виртуозность исполнения никак не связана с конечным продуктом», считает Джо. «Если бы люди, жившие 200 лет тому назад, оценили бы современную музыку, для них аккорды, которые бренчит Курт Кобейн были такими же важными, как и абстрактный рифф Стива Вая. Никакой вечной битвы, противостояния виртуозности и чувств просто бы не было».
«По сути, что бы не играл гитарист, без техники исполнения ему не обойтись. Чтобы ваша гитара зафонила, часами выпиливать гаммы вовсе не обязательно, но сам фидбэк, это особое звукоизвлечение, отнимет несколько часов вашего времени. Кто-то одарен техникой исполнения с рождения, точно также как кто-то умеет шуметь, потому что это его или ее природный дар. Спорить об этом можно бесконечно, и я снисходительно отношусь к тем, кто обсирает гитарное мастерство Нила Янга, ведь другие из-за этого меньше любить его не станут. Для меня подобная критика скрытый комплимент, потому что когда Нил Янг поднимается на сцену, он играет на пределе своих возможностей. Он хотел бы играть лучше, но не суть важно».
Тем не менее, Сатч легко относится к критике любителей музыки, тогда как его коллеги музыканты критикуют более жестко. Но только раз за время нашего интервью он позволил себе отпустить желчный комментарий.
«Мир гитары самый жесткий в плане критики других музыкантов», качает он своей головой. «Буквально каждый месяц Джеф Бек или Гари Мур проходятся с критикой в мой адрес, и при этом они ничего не знают о моем творчестве. Я лично с ними не знаком, но являюсь поклонником их творчества, но при этом должен страдать от постоянных уколов со стороны этих двух гитаристов. Вот уж не знаю, почему они на меня так злятся, но едва ли это как-то связано с моей музыкой, или только моей музыкой».
«Когда мои фанаты всем сердцем понимают мелодии и создаваемые мной истории, и когда во время сочинения или записи я выплескиваю свои чувства, получать критику и обвинения тупого технаря играющего совершенно бесчувственно, это настолько нелепо, что мне просто нечем возразить. Здоровая критика это одно, а вот негодование это просто глупо».
По поводу выходящего в ближайшее время альбома «Time Machine» (эта пластинка должна появиться в продаже 24 октября) он считает, что ему впервые удалось передать на записи истинное дыхание своего искусства.
«Да. Я всецело доволен этой работой так как она показывает моим слушателям, что я не замыкаюсь на какой-то одной области, и разнообразная по музыке пластинка намекает на радости от исполнения этих произведений в турне. Если бы я играл только мощные композиции или произведения демонстрирующие мою технику, у меня бы просто крыша поехала. В конечном итоге я бы настолько сбрендил, что начал бы расстреливать телевизоры в гостиничных номерах!».
Так что же Джо, истинный Герой Гитары думает о вычурности в 1993? Кто для него этот самый гитарный герой, мертвец?
«Вовсе нет. Мне остается надеется на то, что образ этого героя меняется. Мы знаем, что в прошлом уже было несколько героев гитары, таких как Хендрикс, Бек, Пейдж и Клэптон, и те, кто дошел до наших дней. Сегодня есть такие парни, как Стив Вай и Ингви Мальмстин, подходящие под образ традиционного, классического героя гитары, гитариста U2 господина Эджа, я также считаю истинным современным гитарным героем. Он великолепно играет на каждой пластинке, и каждый раз дарит нам с вами новое звучание. Есть и Курт Кобейн, который хорош по-своему. Определение «герой гитары» меняется, просто нам с вами всегда будут нужны определенные термины. Эти термины помогают равняться на лучших. Если кто-то хочет называть меня Героем Гитары, ради бога, я противиться не стану. Но стоит напомнить о том, что навешивание ярлыка еще не говорит о правильности восприятия».