Не секрет, что многие покупают гитару для того, чтобы научиться на ней играть. Стать неплохим гитаристом-любителем или даже профессионалом, а не "играть в гитариста". Но, увы, далеко не всем желающим случается быть талантливыми самоучками, поэтому самый очевидный и правильный путь для большинства - найти хорошего преподавателя.
Каковы же критерии, по которым люди на форуме (и не только) выбирают себе преподавателя? Предлагаю немного разобраться в этом, что может быть полезным для многих. Внимание! Интересуют именно возможные критерии потребителей услуг, а не то, что представляется правильным самими преподавателями.
Я бы выделил следующие:
1. Территориальное расположение. Здесь понятно, что большинству удобно, чтоб препод жил недалеко. В Москве (а может и в Питере тоже) почти всегда возможно найти приличного преподавателя относительно недалеко. Но критерий этот совсем не работает, например, для людей из глубинки, для которых единственным способам обучения с преподавателем является дистанционный, по скайпу или заочно. Кроме того, далеко не всегда везет так, что понравившийся препод живет недалеко, приходится или жертвовать симпатией или временем на поездки.
2. Форма обучения. Основных форм обучения 3 вида. Самая правильная и эффективная, конечно, это очная форма обучения. Непосредственный контакт полностью не могут заменить никакие технологии. Также есть и две дистанционные формы – по скайпу и заочная (переписка преподавателя с учеником, домашние задания в записях и их проверка). Дистанционные формы остаются единственными для жителей глухих мест на территории нашей бескрайней страны, но по возможности предпочтительно выбирать очную форму. Также есть преподаватели, в силу личных причин, предлагающие только дистанционные формы обучения, но абсолютное большинство все же работает с учениками преимущественно очно.
3.Стоимость занятий. Здесь комментарии, надеюсь, излишни. Единственное, что имеет смысл сказать, что низкая цена вряд ли возможна за качественные услуги, но и высокая не дает гарантии, что вы получите то, что нужно.
4. Субъективная (личная) оценка игры преподавателя. По-моему, один из самых важных критериев. Естественно, важно техническое качество самой игры преподавателя. Но, если вам не близка "по нутру" игра (пусть и замечательная) конкретного преподавателя, очень вероятно вы не будете иметь того стимула при обучении, который имели бы, кайфуя от игры другого препода. Да и учебная программа, очень вероятно, будет строиться на неблизких вам произведениях. А занятия должны быть обязательно интересны и, по большей части, приносить удовольствие. Иначе что-то идет явно не так. На мой взгляд, надо стараться выбирать преподавателя, который и играет круто и в той манере, близко к которой хотели бы играть и вы.
5. Привлекательность контента преподавателя. Иногда даже хороший препод считает излишним записывать учебное видео, писать статьи и иными способами озвучивать свой взгляд на нюансы игры. Но некоторые все же имеют определенный запас статей, учебных видео. Здесь главное, чтобы контент был весь по делу. Хороший контент должен быть максимально информативным, а не самопрезентацией, от которой веет нарциссизмом.
6. Общественная оценка преподавателя. Тоже важный критерий. Но здесь все гораздо сложнее, есть и некие "подкритерии":
- известность (или раскрученность) преподавателя
- отзывы учеников преподавателя
- субъективные мнения людей, не обучавшихся непосредственно у преподавателя, но имеющих какую-либо информацию о нем (различной степени достоверности и адекватности)
Не всегда и не всем доступно выбрать из моря информационного шума действительно достоверную информацию, отражающую реальность. Не надо забывать, что обучение игры на самом популярном инструменте – это бизнес и методы конкуренции в нем почти такие же, как и в других сферах легального бизнеса, не всегда чистоплотные. Некоторые, (даже порой известные) преподаватели сознательно и методично распространяют информацию, порочащую их конкурентов. Конкретных и всех скопом. Самые умные из них стараются делать это аккуратно, чтобы ни в коем случае не вскрыть коммерческих причин своих действий. Короче, выбирать по данному критерию сложно. Можно привести в пример, наверное, самого известного в стране преподавателя – Юрия Мейляна (Мэй Лиан). Информации о нем море, оценки самые разные, от резко критических до невероятно восторженных и, если не ориентироваться на другие критерии, адекватно решить обучаться у конкретного преподавателя или нет, ориентируясь исключительно на отзывы о нем, практически невозможно.
7. Оценка игры учеников преподавателя. Субъективная (личная) и общественная. Очень скользкий критерий. Зачастую преподаватели стараются выставлять на публику записи самых подготовленных и талантливых учеников, при этом у самого этого преподавателя такой ученик мог обучаться совсем недолго, но публикой его успехи будут восприниматься как заслуга преподавателя. И наоборот, плохо играющий ученик не всегда говорит о низком качестве обучения, в конечном итоге результаты больше зависят от самостоятельной работы ученика. Поэтому ориентироваться на данный критерий можно только в совокупности с другими.
8. Самооценка преподавателя. На мой взгляд, очень важный, хотя и не всегда очевидный критерий. Поясню, что имею в виду: оценка конкретным преподавателем своей роли на рынке специфических услуг обучения игры на гитаре. К счастью, большинство преподавателей достаточно адекватные люди, но есть и шарлатаны, объявляющие свои методы обучения единственно верными. Есть и преподаватели с неким «мессианским» посылом. Есть просто эпатажные личности. Необходимо ясно осознавать, что общаться вам придется не только с учителем, как с функцией, но и как с человеком. Ну а предпочитаете ли вы смотреть смиренно на «небожителя» или общаться свободно с единомышленником, пусть и состоявшимся как гитарист – решать только вам.
В любом случае, выбрать преподавателя и учиться у него – это очень правильное решение. Конечно, если преподаватель не настолько некомпетентен, что может «испортить руки» ученику, отбить желание к обучению или же ничему не научить. Но к таким «деятелям» попасть практически невозможно, имея хоть немного ума и следуя правильным критериям выбора. А в процессе обучения будет уже намного проще сделать вывод о правильности вашего выбора и, если что, сделать его снова, но уже намного осознанней.