Слепой тест в научной работе от Национальной академии наук США скрипок Страдивари, Гварнери и высококачественных "новых" скрипок показал:
музыканты наибольшее предпочтение отдавали "новым" скрипкам;
наименее предпочтительным был Страдивари;
слабая корреляция между возрастом и ценой инструмента с воспринимаемым качеством;
большинство музыкантов не смогли определить является выбранный ими инструмент "новым" или работы мастеров.
Отметим, что это научная работа, с честной публикацией, с соблюдением научных методов к тестированию и т.д.
Методика.
На одном из самых престижных скрипичном международном конкурсе в Индианаполисе были собраны шесть инструментов: три новых и три старых (две Страдивари1700 и 1725 годов и одна Гварнери, какие именно экземпляры по требованию владельцев инструментов не разглашается, но скрипки очень именитые).
Были взяты 21 музыкант, которые были связаны с проводимым скрипичным конкурсом или являлись музыкантами Индианаполиской филармонии. Среди них два члена жюри и четыре участника, два из которых стали лауреатами. 10 человек имели ученые степени по музыке. Они были в возрасте от 20 до 65 лет, с опытом игры на скрипке от 15 до 61 года, им принадлежат скрипки возрастом от 3 до 328 лет, с приблизительной стоимостью от $1800 до $10 млн. Участникам было сообщено что они будут играть на разных инструментах, среди которых, как минимум один работы Страдивари. Никакой информации о количестве участников, о методике, о контрольно-измерительной технике и прочем музыкантам не сообщалось. Играли все своими смычками, кроме четверых, которым не взяли свой смычок и им был предоставлен высококачественный смычок. Играли в очках сварщика, чтобы не видеть инструмент.
Тестирование 1
Имитировался процесс выбора инструмента в магазине. Давалось 20 минут на то чтобы выбрать из шести скрипок одну, которую хотелось бы забрать домой. В результате одну из новых скрипок выбирали чаще всего.
Забрали бы домой:
Новая №2 - 8 раз
Гварнери - 5 раз
Новая №3 - 3 раза
Новая №1 - 2 раза
Страдивари1725 - 2 раза
Страдивари1700 - 1 раз
Так же просилось определить "лучшую" и "худшую" скрипку в каждом из четырех критериев (range of tone colors, projection, playability, and response). Музыкантам которые не могли определиться по некоторым критериям позволялось не давать оценку. Многие при этом ссылались, что на некоторые оценки нужно больше времени или большой зал. В результате в "лучших" оказалась новая скрипка №2. В "худших" разброс оценок не велик, но худшая Страдивари-1700.
Тестирование 2
Каждому музыканту давалась пара скрипок (новая и старая, но им не сообщалось об этом ничего) и после игры по минуте на каждой необходимо было выбрать лучшую из двух. Каждому предлагалась сравнить 10 пар. Из шести пар не связанных со Страдивари-1700 остальные пять скрипок выбирались одинаковое число раз. А сама эта Страдивари выбиралась меньшее число раз. При рассмотрении пары повторно, только 11 из 21 музыканта (52%) сделали одинаковый выбор.
Выбирали из пар:
Новые - Старые - 112 на 77
Новые - Страдивари-1700 - 49 на 14
Новый - Старые (без Страдивари-1700) - 63 на 63
Источник
http://www.pnas.org/content/109/3/760.full